Медиаконвергенция – это процесс интеграции традиционных и новых медиа, сопровождающийся дублированием контента или созданием альтернативных медиаплощадок.
Новые журналистские компетенции в условиях медиаконвергенции
Актуальной журналистской компетенцией в условиях цифровизации и медиаконвергенции являются навыки создания инфографики и видеосъемки. Во многих российских редакциях эти навыки приветствуются, однако не являются обязательным требованием. Пока в большинстве отечественных редакций подготовкой графики журналисты не занимаются. Формулировка задания для дизайнера – задача специальных сотрудников, которые получают указания от журналиста. Однако в редакциях зарубежных средств массовой информации такой практики, когда один журналист пишет текст, другой создает к нему инфографику, нет. Пишущие журналисты, как правило, изучают дизайнерские программы и сами делают визуальную журналистику, либо используют разного рода интернет-сервисы, которые позволяют визуализировать данные на основе уже существующих шаблонов (например, Crowdmap).
Еще одна компетенция журналиста – умение общаться со своей аудиторией в социальных сетях, продвигать свой материал. С появлением форумов на сайтах средств массовой информации и возможности комментирования статей в редакциях, стали говорить о новых компетенциях журналистов. По мнению некоторых экспертов, будущее журналистики – это дискуссионная журналистика. То есть журналист не будет больше выступать в качестве всезнающего субъекта, он станет собеседником, работающим в тесной связи со своей аудиторией, участвующим в процессе обсуждения различных тем и вопросов. Дискуссионная журналистика существенно отличается от традиционной, где журналист является субъектом, дающим аудитории свои знания. Другими словами, работа журналиста состоит в том, чтобы постоянно быть в контакте с аудиторией. В современных редакциях ценится, если журналист в соцсетях от своего имени «пиарит» материал и собирает большие отклики. Как правило, пользователи попадают на сайт СМИ не через главную страницу, а по ссылкам, которыми с ними делятся друзья. И все чаще для них не приоритетно редакторское мнение, для них гораздо важнее, что думают и что считают значимым их друзья. Поэтому от журналистов часто требуют, чтобы они умели привлекать на свои странички подписчиков и общаться с ними.
Новая компетенция привела к возникновению форвад-блогеров.
Форвард-блогеры – это журналисты, чье мнение по какой-либо определенной теме очень важно.
Форвард-блогеры создают контент и распространяют его. Люди через их посты в соцсетях заходят на сайт. Такую модель привлечения аудитории из социальных сетей на сайт используют редакция телеканала «Дождь», радиостанции «Эхо Москвы».
Умение работать с iOS является еще одной новой компетенцией журналиста. Теоретики говорят о том, что вырабатываются «инновационные компетенции». Среди них оказывается и навык работы с пользовательским контентом, а также значение того, каким образом к производству контента можно привлечь аудиторию. При этом все сотрудники, которые работают с iOS, должны уметь оперативно оценить, что можно считать новостью, а что - нет.
Редактор, работающий с UGC, в первую очередь должен уметь налаживать контакт с мобильным автором, договариваться с ним о том, каким образом будет использован контент. Одним из ключевых требований к сотрудникам на сегодняшний день является умение наладить взаимодействие с пользователями на постоянной основе. Редактор из большого числа мобильных репортеров должен уметь выделить тех, кто снимет осмысленно. Кроме того, редактор должен иметь продюсерские способности и разбираться, как работает поиск в «Твиттере» и каким образом анализировать «твиты». Это нужно для того, чтобы давать задания мобильным репортерам.
Фактчекинг в журналистике как новая компетенция журналиста
Базовыми принципами журналистской деятельности являются умение работать с информацией и предоставление пользователям достоверных, проверенных данных. Однако в эпоху цифровизации, обилия самых разных источников информации и фактоидов особенно важным стал вопрос о способностях журналиста выявить качественный контент и свободно применять на практике инструменты проверки данных. Проблема предоставления недостоверной информации не является новой, но с появлением и широким распространением Интернета и соцсетей эта проблема приобрела совершенно новое значение.
Особенно остро эта проблема возникает в материалах на экономические и политические темы. Читая недостоверные новости, все чаще используем словосочетание «фейковая информация».
Фейковая информация – это сообщение, созданное стилистически как новость, но полностью либо частично ложное.
Фейки делятся на пять групп:
- Поддельные фотографии, которые были обработаны при помощи специальных компьютерных программ.
- Видеоролики, которые сделаны из исходного материала, уже использованного ранее, снятого не в том месте и не в то время, которое они имитируют;
- Фальшивые новости, которые, как правило, имеют неаутентичную видеоиллюстрацию;
- Фальшивые аккаунты в «Твиттере»;
- Фальшивые личные страницы в социальных сетях, которые созданы от имени других людей и с использованием фотографии «хозяина» страницы.
Обилие источников информации позволили аудитории самостоятельно производить контент, и заставили тем самым журналиста расширить свои компетенции в сфере работы с информацией. Во главу угла встал основной принцип журналистики – проверка информации. Но в условиях цифровизации этот принцип получил новое звучание. Среди профессиональных медиатерминов современной журналистики появился «фактчекинг».
Фактчекинг – это проверка статистических данных и других фактов в текстах выступлений, публикаций, в документах на соответствие их действительности.
Таким образом, условия цифровой эпохи обусловливают необходимость журналистам получать новые компетенции. Теперь журналисту недостаточно только произвести контент и опубликовать материал. Он должен уметь общаться с аудиторией, привлекать подписчиков к своему материалу, тем самым продвигать свои публикации и средство массовой информации, с которым он сотрудничает.