Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие фонологической оппозиции

Общее понятие о фонологической оппозиции

В составе любой фонемы можно выделить два типа признаков:

  • фонологически существенные, или различительные (дифференциальные), признаки, которые служат для отграничения одной фонемы от другой;
  • фонологически несущественные признаки, которые служат для отграничения аллофонов от фонемы.

Фонемы любого языка образуют систему, в основе которой лежит понятие оппозиции, т.е. противопоставления фонем по тем или иным фонологически существенным признакам. Набор этих признаков и характер отношений между ними для каждого языка специфичен, неповторим. В артикуляционном или в акустическом отношении некоторые признаки в разных языках могут совпадать, различаясь при этом функционально.

Понятие оппозиции первоначально было разработано на фонологическом материале известным русским языковедом Н.С. Трубецким в его книге «Основы фонологии». Трубецкой выделил три типа фонологических оппозиций, устанавливаемых, как правило, между двумя фонемами:

  • по их отношению к системе оппозиций в целом: многомерные и одномерные, изолированные и пропорциональные;
  • по отношению между членами оппозиций: привативные, ступенчатые (градуальные) и равнозначные (эквиполентные);
  • по объему их смыслоразличительной силы: постоянные и нейтрализуемые.

Приведенная классификация оппозиций описывает типы отношений между фонемами и определяет принципы, лежащие в основе фонологической системы любого языка. В дальнейшем оказалось возможным использовать понятие оппозиции при описании других языковых единиц – морфем и лексем, а также при характеристике отношений между грамматическими значениями, образующими грамматическую категорию.

Между фонемами возникают оппозиции не только благодаря их различиям, но также и потому, что между фонемами существует и определенное сходство. Так, /д/ – /т/ различаются между собой одним фонологически существенным признаком – глухостью / звонкостью. Объединяет эти фонемы, во-первых, то, что они согласные, а во-вторых, обе фонемы смычные, переднеязычные, твердые.

«Понятие фонологической оппозиции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Фонемы могут отличаться друг от друга одним признаком – / б/-/п/, двумя – /б/-/п’/, тремя – /б/-/с/ и четырьмя – /б/-/с’/.

Характеристика разновидностей фонологической оппозиции

Замечание 1

В теории оппозиций рассматриваются не все возможные различия между согласными фонемами, а только различия по одному из четырех фонологически существенных признаков.

К наиболее значимым в общенаучном смысле относятся привативные оппозиции – такие противопоставления, один член которых характеризуется наличием, а другой – отсутствием присущего данной системе фонологического признака. В первом случае член оппозиции называется маркированным, во втором – немаркированным (отмеченным и неотмеченным). Примером привативной оппозиции в русском и во многих других языках может служить противопоставление согласных по глухости / звонкости или по твёрдости / мягкости. В этих парах глухость и твёрдость являются немаркированными, а звонкость и мягкость – маркированными признаками.

Звуки, образующие привативную оппозицию, в определённых условиях могут терять маркированный признак и совпадать по звучанию с немаркированным членом оппозиции. Такое явление называется нейтрализацией. Нейтрализация фонем происходит в слабой позиции, как, например, в русском языке потеря звонкости согласной на конце слова. В сильной позиции гласные и согласные не подвергаются нейтрализации.

Понятие привативной оппозиции применимо также к лексическому материалу. Примером привативных лексических оппозиций могут служить такие пары, как «глаза – очи», «лоб – чело». Слова в каждой из этих пар обладают одним и тем же лексическим значением. Различия – в стилистической отмеченности, т.е. слова «очи» и «чело» стилистически маркированы. В определенных контекстах они сохраняют это свойство, прежде всего в поэтических текстах. В научных или официально-деловых текстах эта оппозиция нейтрализуется: употребление стилистически маркированных слов здесь неуместно и воспринимается как ошибка, «стилистический акцент».

Привативную оппозицию образуют слова, называющие профессию лиц мужского и женского пола: «учитель – учительница», «ткач – ткачиха». Здесь возможна замена маркированного члена немаркированным: «Петрова – учитель». Но нельзя заменить немаркированный член маркированным, например, «Петров – учительница».

Другой тип отношений представлен в таких парах, как «казах – казашка», «француз – француженка». Эти оппозиции называются эквиполентными: в них оба члена логически равноправны и семантически неравнозначны. Поэтому замена одного члена другим невозможна. Эквиполентные оппозиции характеризуют также антонимические пары: «друг – враг», «светлый – темный», «вверху – внизу», «войти – выйти» и т.д.

Примером градуальной оппозиции – члены такой оппозиции характеризуются различной степенью проявления одного и того же признака – могут служить отношения между словами синонимического ряда «страшный – ужасный – жуткий», значения которых можно описать таким образом: «вызывающий чувство страха» – «вызывающий чувство сильного страха» – «вызывающий чувство очень сильного страха». Такого же рода отношения характерны для степеней сравнения качественных прилагательных: «новый – новее – самый новый».

В пропорциональных оппозициях противопоставления между членами одной оппозиции повторяются в других оппозициях, как, например, в следующих «пропорциях» согласных, противопоставленных по глухости / звонкости: п : б = т : д = к : г... Такой же «пропорцией» характеризуются отношения между разными группами слов:

  • между глаголами и отглагольными существительными со значением «производитель действия, названного мотивирующим глаголом»: читать : читатель = учить : учитель = собирать : собиратель... ;

  • между некаузативными и каузативными глаголами: стоять : ставить = сидеть: сажать = пить : поить = есть : кормить...;

  • между существительными нормального размера и существительными уменьшенного размера: дом : домик = стол : столик = человек : человечек…

Применение понятия оппозиции дало возможность не только подтвердить положение структурной лингвистики о системности языка, но само понятие системности наполнить конкретным содержанием, особенно в той части, которая связана с парадигматическими отношениями.

Дата последнего обновления статьи: 12.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot