Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвистическое исследование текста

Эволюция взглядов на текст как объект лингвистического исследования

Определение 1

Лингвистическое исследование текста – это изучение текста как объекта лингвистики с целью определения его специфических признаков, связей и качеств.

Лингвистическое исследование тесно связано с лингвистикой текста как отдельной научной парадигмы. Лингвистика текста – это сравнительно молодая научная дисциплина, главным предметом исследования которой является текст. Она построена по универсальному принципу, опирающемуся на выявление наиболее общих механизмов текстообразования, связанных с взаимодействием внутренней и внешней форм текста, а также на закономерности его цикла – от создания до понимания, независимо от коммуникативной сферы его функционирования.

Именно эта наука является основой коммуникативной компетентности специалиста, основой его собственного речевого развития и использования приобретенных знаний в профессиональной деятельности. Проблемы текста включают:

  • его создание;
  • структура;
  • понимание.

Эти проблемы привлекает внимание многих исследователей. Среди них – В. Виноградов, И. Гальперин, С. Гринев, Т. ван Дейк, Т. Ещенко, М. Жинкин, И. Зимняя, Е. Косериу, И. Кочан, Ю. Левицкий, А. Леонтьев, А. Лосев, А. Селиванова, Т. Радзиевская, К. Филиппов, Г. Харвег, Л. Якубинская и др.).

Долгое время наименьшей единицей языка и речи считалось предложение. Однако такой подход не обеспечивал ни теоретического изучения процесса речевого общения, ни выполнения практических задач повышения культуры речи. Поэтому сегодня исследователи все чаще анализируют связную речь, признавая уровнем языковой системы текст. Он является уникальной и сложной словесной целостностью, в которой сосредоточен процесс и результаты познания действительности.

Если в 60-е годы XX в., когда было основано лингвистическое изучение текстов, исследовались структура, грамматику текста и средства связности в нем, то сейчас текст анализируется как сложная коммуникативная структура с учетом личности автора с его психологическими, ментальными, социальными, культурными, этническими и другими свойствами, адресата (читателя) с его уровнем восприятия и ситуации (хронотоп, то есть художественное пространство и время).

«Лингвистическое исследование текста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Попытка продемонстрировать историческую динамику текста через его включение в широкое поле познавательного опыта стала одним из главных достижений философии языка, металингвистики, семиотики только в ХХ в. Эта проблема частично освещена в работах Э. Бенвениста, Л. Ельмслева, Ф. де Сосюра, П. Хартмана, Р. Якобсона и др.

Сначала текст отождествляли с языком, позже с литературой, затем – с искусственной универсальностью знаковой системы. Эта ситуация во многом сложилась благодаря философским направлениям (герменевтике, структурализму), которые понимали текст всегда достаточно односторонне – только через какой-то определенный его воплощенный вариант.

Замечание 1

На данный момент исследования текста развиваются в двух главных направлениях – структурно-семантическом и коммуникативно-ориентированном.

Первое направление исследует текст как изолированный единичный языковой объект, изучая его формально-грамматические категории, способы его выделения, соединения и функционирование на гиперсинтаксическом уровне.

Второй подход рассматривает коммуникативную ориентацию текста, его прагматическую направленность, рассматривает текст как продукт речевой деятельности, подчиненный реализации коммуникативной интенции отправителя, выполняющего конкретные задачи общения. Согласно второму подходу к определению текста, любое коммуникативное образование может выступать как средство передачи и получения информации.

Стоит также отметить, что эти подходы являются взаимодополняющими. С лингвистикой текста связано учение о дискурсе – тексте в совокупности с прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; и речи как целенаправленном социальном действии, как механизме, участвующем в когнитивных процессах.

Другими словами, дискурс – это текст, погруженный в жизнь. В дискурсе принимаются во внимание не только собственно языковые средства, но и мимика, жесты, с помощью которых выражается референция, эмоционально-оценочное влияние на собеседника. Всестороннее изучение дискурса предполагает обращение к психологическим, этнографическим и социокультурным стратегиям порождения и понимания речи в определенных условиях общения.

К началу 80-ых годов XX в. термин дискурс употреблялся как синоним термину текст.

Замечание 2

Сейчас эти термины стали дифференцировать: под текстом понимают объединенную смысловой связью последовательность единиц, основными свойствами которой являются связность и целостность, а под дискурсом – различные виды актуализации текста, рассматриваемые с точки зрения ментальных процессов и в связи с экстралингвистическими факторами.

Текст как объект междисциплинарного исследования

Психологи отмечают, что текст является основным элементом коммуникации, способом сохранения и передачи информации, формой существования культуры, результатом определенной исторической эпохи, отражением жизни отдельной личности и общества в целом.

До недавнего времени в практике филологических исследований преобладала тенденция смыслового и семантико-структурного изучения текста, что нашло отражение во многих работах известных ученых и их последователей:

  1. М. Бахтина;
  2. В. Виноградова;
  3. Л. Щербы;
  4. И. Гальперина и др.

В психолингвистике считается, что текст – это продукт говорения (письма), отражающий умственную деятельность человека; единство внутренней и внешней форм целостного образования, состоящего из языковых, речевых и интеллектуальных факторов. По мнению ученых, текст является основой речевой деятельности, он предполагает не только восприятие и воспроизведение высказываний, но и является инструментом хранения языка.

Текст как объект изучения рассматривается во многих отраслях науки: в философии, психологии, психолингвистике, социолингвистике, герменевтике, стилистике, общей теории языка, компьютерной лингвистике, коммуникативной лингвистике, когнитивной лингвистике, лингводидактике и др.

Сегодня проблема исследования текста занимает одно из центральных мест и в лингводидактике. Ученые отмечают, что в центре преподавания лингвистических дисциплин должен быть текст с его стилистическими, жанровыми и структурными особенностями. Положение о том, что овладение лингвистической теорией текста способствует эффективному формированию умений текстообразования и текстовосприятия неоднократно доказывалось в исследованиях Т. Ладыженской, В. Мещерякова, Н. Ипполитова и др.

Основоположником этой теории можно считать В. Мещерякова, который в своих работах широко рассматривал вопросы:

  • лингвистики текста;
  • жанрологии;
  • теории общения;
  • речевого этикета;
  • формирования коммуникативной, языковой и социокультурной компетенций личности.

Представители гуманистической педагогики (Я. Коменский, Песталоцци, А. Дистервег, К. Ушинский, Я. Корчак, А. Макаренко, В. Сухомлинский и др.) тоже внесли неоценимый вклад в науку о текстотворческой деятельности личности.

Дата последнего обновления статьи: 20.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot