Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие японской, европейской и американской систем всеобщего управления качеством

Определение 1

Система всеобщего управления качеством - это совокупность взаимосвязанных принципов организации, распространенных инструментов и принятых методов работы по обеспечению на всех уровнях управления соответствия продукции, процессов и иных объектов установленным требованиям.

Развитие японской системы всеобщего управления качеством

Япония считается первой страной, где началось формирование и практическое внедрение систем всеобщего управления качеством. Начало данной работе было положено в конце 1940-х - начале 1950-х гг., когда из США были приглашены специалисты по управлению качеством - Э. Деминг и Дж. Джуран. Они провели ряд лекций и семинаров для менеджеров японских ведущих промышленных компаний, после чего последние стали активно пользоваться предложенными методами и инструментами.

На предприятиях японской промышленности середины ХХ века широкое распространение получил цикл Деминга (цикл PDCA), который предполагает постоянное повышение качества за счет повторяющихся действий по планированию, выполнению, проверке и корректирующему воздействию. Технологические процессы стали управляться с помощью контрольных карт. А в 1951 году была учреждена премия за качество им. Деминга, которая первоначально присуждалась японским предприятиям и гражданам за выдающиеся достижения в области качества.

Перечисленные изменения привели к массовому внедрению японскими передовыми компаниями комплексного подхода и принципов управления качеством.

Японский подход к управлению качеством отличается следующими признаками:

  • ориентация на предотвращение возможности возникновения брака;
  • ответственность за качество результатов труда полностью закреплялась за непосредственным исполнителем;
  • развитие творческого потенциала рабочих и служащих;
  • тщательное изучение возникающих проблем, согласно последовательности выполнения операций;
  • ориентация всех подразделений предприятия на постоянное совершенствование процессов и результатов труда.
«Развитие японской, европейской и американской систем всеобщего управления качеством» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Секрет японского успеха в работе по повышению качества заключается в подготовке и постоянном обучении персонала компаний. Сотрудники вовлекаются в работу по повышению качества через добровольное формирование и постоянное функционирование кружков качества. Кроме того, в Японии широкое распространение получила компьютеризация, в результате которых у местных производителей возросли возможности по совершенствованию технологий управления и производства.

Развитие европейской системы всеобщего управления качеством

В Европе внимание к проблемам качества продукции усилилось в 1980-х гг. Это привело к тому, что были разработаны единые европейские стандарты на системы качества - EN серии 29 ООО. За основу были взяты стандарты ИСО серии 9000, на которых ранее были созданы национальные стандарты. Именно так в Западной Европе происходила гармонизация отношений в области качества (в частности, были приняты общие подходы к технологическим регламентам).

Введение единых стандартов потребовало введения единых процессов проверки продукции на соответствие им. Тем самым, было принято решение о независимой сертификации продукции как условии ее доступа на европейский рынок.

Таким образом, развитие европейской системы всеобщего управления качеством отличалось следующими характерными чертами:

  • все работы по оценке и подтверждению качества получали законодательную основу;
  • требования национальных стандартов, правил и процедур сертификации подлежали гармонизации;
  • для выполнения работ по сертификации была создана региональная инфраструктура и сеть национальных организаций;
  • развитие получил аудит качества.

С 1992 года Европейский фонд управления качеством и Европейская организация по качеству ежегодно вручают лучшим европейским компаниям Европейскую премию по качеству. Утверждение ее критериев и предоставление возможности участвовать в данном конкурсе послужили европейским компаниям серьезным стимулом для организации и совершенствования работ, связанных с управлением качеством.

Развитие американской системы всеобщего управления качеством

После окончания Второй мировой войны американская промышленность (прежде всего, в сфере производства товаров широкого потребления) стала демонстрировать быстрые темпы развития. Однако качество выпускаемой продукции было низким, из-за чего четверть текущих затрат американского предприятия обычно шло на выявление и устранение дефектов продукции.

В связи с этим низкое качество рассматривалось как главный тормоз роста производительности труда американских рабочих и конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке.

Первоначально проблему низкого качества в США стремились решить за счет реализации политики протекционизма - введение тарифов, квот, пошлин, с помощью которых производители из США защищались от конкурентов из Западной Европы. Однако пример Японии показал, что основные усилия нужно направить на непосредственное повышение качества выпускаемой продукции.

В 1980-е гг. передовые менеджеры американских предприятий (в том числе на основе последних работ Э. Деминга) рассчитывали усовершенствовать процесс управления качеством за счет следующих изменений:

  • радикальное изменение сознания менеджмента предприятий;
  • пересмотр корпоративной культуры;
  • обучение кадров на рабочих местах;
  • ведение учета расходов на качество и др.

Отличительной чертой американской системы всеобщего управления качеством было применение экономико-математических методов. Кроме того, проблемы качества решались в связке с задачей повышения конкурентоспособности (как отдельной продукции, компании, так и всей страны в целом).

Стоит отметить, что в 1987 году Конгрессом США была учреждена национальная премия им. М. Болдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции.

Дата написания статьи: 17.04.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot