Внешний и внутренний туризм
Первоочередным принципом разделения различных видов туризма является выделение внешнего и внутреннего туризма.
Внешний туризм - это путешествия и туры, совершаемыми клиентами за пределы своего государства.
Основными чертами присущими данному виду туризма, является большое количество формальностей, сопровождающих поездки. Туристам необходимо получить заграничные паспорта и визы, пройти таможню и валютный контроль, а также оформить необходимые медицинские документы и прочее.
Такой тщательный контроль за туристами совершается, прежде всего, в целях безопасности. Но, вместе с тем, ужесточение данных формальностей негативно сказывается на самом турпотоке, что вредит и отрасли и экономике в целом. Туристские организации национального и мирового уровня занимаются постоянным решением вопроса упрощения данных формальностей, чтобы способствовать развитию международного туризма.
Значение внешнего туризма заключается в его влиянии на экономические показатели страны. Туристы из-за рубежа, помимо приобретения самого туристского ваучера также потребляют сопутствующие товары и услуги, тем самым пополняя платежный баланс принимающего государства.
Вместе с тем, отъезд местных граждан за рубеж приводит к вывозу национального капитала. С эти связана дополнительная градация внешнего туризма на активный и пассивный. Средства, полученные, от приезда иностранных граждан фиксируется в активе, а средства вывезенные зарубеж в пассиве туристической отрасли.
Выделяются также две формы внешнего туризма – въездной и выездной. Основным принципом деление является разграничение страны, в которую турист пребывает и его место происхождения.
Внутренний туризм – это туристские потоки внутри страны происхождения, при которых не требуется соблюдения туристских формальностей.
Основными чертами данного вида туризма является наличие национальной денежной единицы и родного языка.
Классификация туризма в зависимости от цели путешествия
Среди теоретиков туризма принято разграничение на клиентов путешествующих с целью досуга и отдыха и клиентов с деловыми целями.
Лидирующее место в отрасли занимают туристы, выезжающие отдых. Причем отдых подразумевает оздоровление, повышение спортивного и духовного уровня человека. Большую часть из них занимают, по-прежнему, поездки в теплые страны и регионы. Но современный этап развития отрасли делает рекреационный туризм очень перспективным направлением. Меняется отношение и клиентов к данному виду туризма и государства. На третьем месте находится познавательный туризм, направленный на изучение историко-культурных достопримечательностей.
Деловой туризм представляет собой путешествия, осуществляемые с рабочими целями. При этом главный принцип туризма – неполучение доходов на месте временного пребывания – должен обязательно соблюдаться. К данному виду туризма можно отнести командировки, участие в конференциях, заключение соглашений и прочее. Особого внимания заслуживает такое явление как инсентив-тур.
Инсентив-тур – это поездка-вознаграждение за высокий уровень профессионализма и прекрасное исполнение своих обязанностей.
Такими турами награждает начальство особо отличившихся сотрудников, что активно способствует профессиональной мотивации и стимулированию труда.
Приницпы разделения различных форм туризма
-
Принцип организованности турпоездки разграничивает организованный и неорганизованный туризм. В первом случае клиенты получают четко сформированный турпакет, который не меняет определенный на бор услуг. Во втором случае туристы путешествуют самостоятельно, не обращаясь к услугам туроператоров и турагенств.
-
Принцип деления по числу участников поездки подразумевает выделение индивидуального и группового туризма. Индивидуальным тур становится при участии в нем от $1$ до $5$ человек, и групповым от $6$ человек и более.
-
Социальный принцип позволяет рассмотреть коммерческий и социальный туризм. Главная цель первой формы – получение выгоды, а второй – предоставление отдыха каждому гражданину, осуществление выплат малоимущим слоям населения для поездок и прочее.
-
Степень доступности туруслуг выделяет массовый и элитарный туризм. Массовость – это основной признак современного уровня развития туризма. Он подразумевает такой турпродукт, который может себе позволить практически любой человек. Элитарный, как правило, ориентирован на граждан с высоким уровнем дохода и подразумевает индивидуальный турпродукт .
-
Принцип отношения к окружающей среде позволил выделить устойчивый и экологический туризм. В первом случае идет речь о формировании такого поведения со стороны человека, которое направленно на минимизацию потребления природных ресурсов и соблюдения принципа их неистощения. Вторая форма туризма представляет собой изучение окружающей среды без оказания негативного влияния на нее. Экотуризм работает с учетом принципа невмешательства в природные процессы. Но последнее время широкое распространение получили простые полевые работы, которые не предполагают определенной квалификации.