Понятие эффективности менеджмента в туристской сфере
Туризм, как вид деятельности, воздействует на культурную, социальную, экономическую и образовательную сферы, а также влияет на международно-экономические отношения. В связи с этим возникает необходимость оценивать эффективность менеджмента, это позволит:
- управлять текущим состоянием и тенденциями развития туристских предприятий,
- определять размеры туристских фирм,
- отслеживать и корректировать неуправляемые процессы и явления,
- прогнозировать и планировать развитие туристских фирм и их подразделений.
Туризм охватывает различные виды деятельности, следовательно, его эффект должен рассматриваться с позиции спроса различных типов потребителей, и зависеть от конечного потребления продуктов туризма.
Эффективность менеджмента в туризме - это такая управленческая деятельность, которая обеспечивает успешное функционирование и развитие каждого организационного и хозяйственного звеньев отрасли, и обеспечивает эффективную работу всех подсистем на рынке туризма.
Эффективность менеджмента в туристской сфере рассматривают по двум направлениям:
- экономическом,
- социальном.
Экономическая эффективность менеджмента
Под экономической эффективностью понимают соотношение результата и затрат на его достижение. Суть менеджмента в области экономического управления состоит в снижении расходов от туристской деятельности и приведения их к минимуму.
В туризме определение расходов тесно связано с определением потребления, которое в свою очередь определяется стоимостью товаров и услуг, требуемых для удовлетворения туристского спроса.
Туристские расходы определяются суммой потребительских расходов туриста при подготовке поездки, в ее процессе и пребывании на месте назначения.
Чтобы определить воздействие туризма на экономику страну, необходимо выяснить следующие вопросы:
- определить валовой вклад от туристской деятельности в экономику страны,
- определить валовые экономические издержки туризма,
- установить чистый экономический доход от туристской деятельности в национальную экономику,
- обнаружить резервы, увеличивающие этот вклад.
Оценка экономической эффективности включает следующие критерии и показатели:
- вид расходов (комплексные поездки, размещение, питание и напитки, транспорт, рекреация, посещение магазинов и др.);
- расходы посетителей;
- доходы предприятия;
- образуемый фонд;
- занятость населения;
- государственные доходы.
Социальная эффективность менеджмента
В отличии от экономической эффективности, систему показателей социального типа измерить практически невозможно.
Под социальной эффективностью прежде всего понимают:
- удовлетворенность работников,
- способность их адаптации к внутренним и внешним условиям.
Эффективная социальная политика предприятия состоит в создании структуры, обеспечивающей комфортные условия труда и повышающей уровень жизни персонала, благодаря профессиональному росту персонала и управления его деловой карьерой.
Создание эффективной организационной структуры рассматривается с двух позиций:
- Эффективность принимаемых управленческих решений.
- Эффективность параметров организационной структуры менеджмента туризма в целом.
Для определения эффективности организационной структуры используются:
- коэффициент звенности,
- коэффициент эффективности организационной структуры управления,
- коэффициент территориальной концентрации.
Эффективность управленческих решений определяется:
- методами количественного анализа и электронной обработки данных,
- системой взвешенных критериев.
Эффективное управление персоналом включает в себя повышение количественного и качественного уровней выполнения работы менеджером, обеспечивающим конкурентоспособность туристского предприятия на рынке труда.
К показателям, характеризующим положение фирмы на рынке труда относятся:
- уровень удовлетворенности работников предприятием,
- уровень средней заработной платы,
- уровень укомплектованности кадрами,
- затраты на кадровые мероприятия из расчета на одного работника,
- интенсивность трудовой деятельности,
- качественная характеристика трудовых ресурсов предприятия.