Понятие санаторно-курортного продукта
Россия считается одной из богатейших стран в отношении формирования санаторно-курортного комплекса. При этом каждый регион обладает определенным потенциалом для развития рекреационной отрасли. Но, к сожалению, имеющиеся в наличии ресурсы не используются в полной мере.
Главные трудности начинаются с процесса формирования такого сложного комплекса как санаторно-курортный продукт.
Санаторно-курортный продукт – это сложная, взаимосвязанная совокупность процессов, производимых санаторно-курортным комплексом для одного отдыхающего в течение определенного периода времени.
Он состоит не только из медицинских услуг, но и услуг по приему и размещению, организации питания, транспортного обеспечения, информационного и анимационного обслуживания гостей.
Сложность этого комплекса услуг продукта существенно влияет на особенности принятия управленческих решений в ходе работы санаторно-курортных предприятий. Современный этап развития индустрии туризма характеризуется гомогенизированием вкусов и пожеланий потребителей. Это, в свою очередь, требует от производителя при создании нового продукта учитывать множество внешних и внутренних экономических факторов.
Для эффективной реализации санаторно-курортного продута следует создать оптимальные процессы взаимодействия с турагентствами.
Специфические особенности реализации санаторно-курортного продукта
Санаторно-курортный продукт представляет собой достаточно сложный для продажи комплекс среди турагентств. Это обусловлено главным аспектом санаторно-курортных услуг – медицинской составляющей.
У специалистов турфирм нет соответствующей квалификации для предоставления консультации клиентам. Вместе с тем принцип работы турфирмы подразумевает предоставление полной и точной информации об условиях отдыха на курорте, наличии специалистов медицинского профиля и необходимого лечебного оборудования, об оздоровительных программах, которые может предложить санаторий.
Особенности реализации санаторно-курортного продукта представляют собой ряд специфических черт.
- Во-первых, наличие у вновь прибывшего отдыхающего санаторно-курортной карты или выписки из истории болезни.
- Во-вторых, возрастное ограничение для гостей с детьми. Большинство санаториев не принимает детей с четырех лет, за исключением нескольких, которые предоставляют услуги размещения, но лечебные процедуры получают только дети старше четырех лет.
- В-третьих, особенности срока пребывания отдыхающего в санаторно-курортном предприятии. Большинство санаториев предоставляют путевки минимум на 10 суток, но при этом оптимальным считается срок - 21 сутки.
- В-четвертых, низкий уровень информационной грамотности среди специалистов турагентств касательно санаторно-курортного продукта и его особенностях.
Конкурентоспособность санаторно-курортного продукта
Следует отметить, что на современном этапе повысить конкурентоспособность санаторно-курортного продукта невозможно используя только его уникальные особенности. Экономическая результативность оказания данных услуг зависит от удовлетворения широкого перечня потребностей отдыхающих и потенциальных клиентов.
Покупая путевку в санаторий, гость получает не только санаторно-курортный продукт, но и гарантии, высокий уровень сервиса, квалификацию специалистов, имидж санаторно-курортного комплекса.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что конкурентная борьба на рынке санаторно-курортных продуктов становится стратегической, а не ресурсной.
Еще одним важным аспектом является информационная составляющая санаторных услуг. Это обусловлено тем, что экономический успех санатория связан с потребителем, его отношением к санаторно-курортному продукту и самой организации. Взаимоотношения между производителем и потребителем санаторно-курортного продукта формируются в течение долгого времени.
Также стоит учитывать, что определенный санаторно-курортный продукт не способен удовлетворить запросы всех клиентов. Как правило, он соответствует потребностям отдельного рыночного сегмента.
Такой подход к рассмотрению санаторно-курортного продукта позволяет повысить его эффективность за счет расширения ассортимента и индивидуального обслуживания потребителей на конкретный продукт с целью формирования лояльности целевых потребителей.