Функции менеджера в социально-культурном сервисе и туризме
Менеджер в сфере социально-культурного сервиса и туризма - это лицо, осуществляющее управленческую деятельность.
Менеджеры могут быть разного уровня управления, поэтому задачи и функции менеджеров также различаются.
Независимо от разнообразия своих задач, есть общие функции, которые выполняют все менеджеры:
- функции по подготовке, принятию и реализации управленческих решений, с последующее ответственностью за принятие этих решений;
- получение и обработка необходимой достоверной экономико-управленческой информации о развитии системы управления туризмом, позволяющая принять эффективное управленческое решение; от качества и количества информации зависит то, насколько ясно и четко менеджер сможет довести ее до исполнителей, что влияет на результат работы менеджера;
- менеджер выступает в качестве руководителя, задачами которого являются формирование взаимоотношений внутри организации и за ее пределами, мотивация членов трудового коллектива на достижение стратегических и практических целей организации.
Менеджер должен быть той личностью, идеям которой всегда верят подчиненные, и готовы идти вслед за ним. Именно поддержка коллектива для менеджера является базой без которой ни один руководитель не сможет успешно управлять коллективом, даже будучи хорошим и грамотным специалистом.
Свидетельством того, что менеджер не обладает необходимыми качествами руководителя, не может вести за собой людей и преодолевать трудности является:
- неумение убеждать,
- неумение мотивировать подчиненных,
- неумение влиять на человека, таким образом, чтобы он захотел выполнить решение менеджера.
Эффективное руководство людьми предполагает:
- способность разделит свое видение проблемы с другими,
- мотивировать подчиненных для достижения поставленных целей,
- ориентацию на человека,
- понимание ситуации и обладание определенной гибкостью, для приспособления к непрерывным переменам,
- знание методов управления человеческими ресурсами.
Люди хотят видеть рядом с собой руководителя, имеющего соответствующую социально-психологическую подготовку, а не технократа, ориентированного на производство.
Работа менеджера относится к такому виду человеческой деятельности, который требует специфических личных качеств руководителя.
Квалификационные требования к современному менеджеру
К современному менеджеру предъявляют следующие категории квалификационных требований:
- знания и умения,
- личные качества,
- этические нормы,
- личные ресурсы,
- ограничения в саморазвитии,
- навыки и способности руководителя эффективно управлять людьми.
К главным знаниям и умениям, необходимым менеджеру, относятся знания социальной психологии и отличное владение знаниями отрасли.
Говоря об этических нормах в туризме, прежде всего необходимо отметить:
- стремление за максимальной прибылью не должно разрушать окружающую среду,
- соблюдение правил рыночной игры,
- справедливое распределение благ,
- личный пример соблюдения этических норм,
- моральная устойчивость и дисциплинированность.
Личные ресурсы менеджера - это люди, время и информация, грамотно используя данные ресурсы руководитель может достичь высоких результатов.
Навыки, способности, личные качества менеджера
Из личных качеств необходимо выделить:
- нестандартность мышления,
- настойчивость в достижении целей,
- инициативность,
- высокий уровень эрудиции,
- справедливость,
- тактичность,
- умение расположить к себе,
- умение выполнять обещания,
- опрятность и аккуратность.
К навыкам и способностям менеджера, влияющим на эффективное управление относятся:
- способность управлять собой,
- способность видеть характер и темперамент подчиненных,
- умение подобрать персонал,
- способность видеть перспективы развития коллектива,
- талант влияния на окружающих,
- знание современных подходов к управлению.
К ограничениям в развитии менеджера относятся:
- неумение управлять собой,
- нечеткие личные ценности и цели,
- замедленное развитие,
- неспособность принимать решения,
- отсутствие творческого начала,
- неспособность влиять на людей,
- низкие организаторские способности.