Характеристика и основные черты переходного периода в туризме
Переходный период развития и становления российского туризма считается заключительным в истории возникновения отрасли.
Необходимо выделить, что данному историческому периоду присущ скачок от государственного контроля туриндустрии к принципу работы согласно условиям рыночной экономики, которые регулируются новым законодательством.
Основными чертами переходного периода являются:
- прекращение монополизации отрасли и переход многих туристских предприятий в частные руки;
- создание туристского рынка на основании нового законодательства;
- привлечение туристских ресурсов на рыночных условиях при использовании возникших экономических и правовых отношений;
- возникновение новых видов туризма и изменение потребительских предпочтений;
- невостребованность старой туристской инфраструктур;
- появление небольших частных предприятий, оказывающих туруслуги;
- повышение уровня экономических значений, характеризующих выездной туризм.
Также необходимо выделить основные изменения, коснувшиеся туристского рынка:
- закрытие и ликвидация старых организаций;
- формирование компаний нового современного образца, которыми стали туроператоры и турагенты;
- адаптация прежних туристских организаций к новым потребностям туристов, рыночным условиям и законодательству.
Особенности современного выездного туризма в России
Недостаток поездок за границу в период существования СССР привел к повышенному интересу к турам в зарубежные страны. Повышение туристического потока из России также было в интересах иностранных государств. Был введен безвизовый режим для въезда в страны бывшего социалистического содружества, упростились некоторые визовые формальности и прочее.
Основными туристическими направлениями стали шоп-туры, познавательные экскурсии, молодежные поездки, деловой туризм, рекреация, горнолыжный спорт, круизы.
Стимулирующими факторами выездного направления российского туризма выступали:
- новизна выездного туристического направления на рынке туруслуг;
- упрощение туристических формальностей;
- заключение новых соглашений и договоров между странами;
- увеличение оборота валютных средств среди населения и организаций;
- выгодная ценовая политика;
- более высокий уровень обслуживания, чем в российских туристических предприятий.
Следует отметить, что экономический кризис $1998$ г. очень негативно сказался на туристической отрасли в России и турфирмы перестроились на формирование как выездного, так и внутреннего туризма.
Характеристика внутреннего и въездного туризма в России
Самыми востребованными направлениями среди поездок по России стали средняя полоса и юг.
Примерами наиболее частых покупаемых туров были поездки на южные курорты России и Украины, познавательные туры по «Злотому кольцу», Нижнему Новгороду, Москве и Санкт-Петербургу, рекреация, экотуризм, речные круизы по сибирским рекам.
Популярными турами для иностранных туристов считались познавательный, экотуризм, охота и рыбалка, морские круизы на Дальнем Востоке.
Сдерживающими факторами развития национального туристического продукта считались:
- проблемы во внутриполитическом строе;
- недостаточная обеспеченность дорожно-транспортной отрасли, устаревшая материально-техническая база аэропортов и вокзалов;
- низкий уровень обслуживания на предприятиях размещения;
- высокие цены на предприятиях размещения и питания;
- неразвитая законодательно-правовая база в сфере туризма и отсутствие стратегии продвижения национального турпродукта государством;
- отсутствие высококлассных специалистов туриндустрии в сфере обслуживания;
- отсутствие взаимопонимания между региональной и федеральной властью для стимулирования развития отрасли.
Между тем, с $2000$ г. экономические показатели развития отрасли туризма неукоснительно растут, что связано с повышением интереса иностранных граждан и потребностью населения посетить отечественные туристские центры.