Задачи информационных систем управления туристическими фирмами
Управление в сфере туризма является сложной системой передачи и обработки огромных объемов информации. Качественное управление туристским предприятием можно обеспечить только используя современные информационные технологии менеджмента.
Информационные системы представляют собой средства сбора, передачи и обработки необходимой для принятия управленческих решений информации, а также включают персонал, который эти действия с информацией осуществляет.
Задачи информационных систем:
- создание необходимой для эффективного управления ресурсами туристской организации информации;
- формирование необходимой для управления организации технологической и информационной среды.
Информационные системы управления турфирмами обеспечивают принятие решений высшим руководством на стратегическом уровне.
Свойства и функции операционных систем
Операционные системы служат для обработки данных и осуществления операционных функций на низших уровнях управления, к таким системам относят:
- системы обработки транзакций,
- информационные системы контроля над производством,
- офисные автоматизированные системы.
Уровень развития индустрии туризма в современном мире, а также жесткая конкуренция придают особую значимость информационным системам управления.
Данные системы должны обеспечивать следующие функции:
- ввод, редактирование и хранение информации о клиентах, турах, отелях, состоянии заявок;
- вывод различных документов: списков туристов, анкет, описаний экскурсионных туров, гостиниц, ваучеров;
- рассчитывать актуальную стоимость тура с учетом скидок, текущего курса валют;
- контролировать оплату;
- формировать финансовую отчетность;
- производить экспорт и импорт данных в другие офисные и специализированные программы.
Информационные системы не только ускоряют процесс оформления тура, но и могут уменьшить его стоимость.
На рынке программных продуктов представлены компьютерные системы для автоматизации деятельности внутри туристского предприятия.
Роль компьютерных систем
Компьютерные системы позволяют вести справочные базы клиентов, партнеров, гостиниц, транспорта, посольств, прием заказов и работу с клиентами, вести учет туров и платежей, создание выходных документов.
Многие программные комплексы формируют документы бухгалтерской отчетности.
Успешная работа турагентства возможна только при обеспечении связи между туроператором и туристским агентством, возможностью он-лайн резервирования и бронирования.
Программные продукты можно разделить на:
- турагентские,
- туроператорские,
- универсальные.
Фирма "Арим-Софт" разработала несколько программных комплексов для работы туристских предприятий, рассмотрим некоторые из них.
- Программа TurWin/"Турагент" предназначена для фирм, специализирующихся на выездном туризме. В комплексе предусмотрены основные блоки по созданию и работе со справочниками стран, отелей, рейсов, услуг, партнеров, виз; пакетированию и бронированию туров. Возможно использование шаблонов, создание групповых и индивидуальных туров.
- Программа "Овир" предназначена для автоматизации заполнения анкет и оформления заграничных паспортов. Она позволяет снизить время обслуживания клиентов до минимума. Софт предусматривает вывод на печать документов и квитанций.
- Программа "Чартер" обеспечивает контроль за наполняемостью авиарейсов пассажирами и грузом, показывает наличие свободных мест.
- "Tour Anketa" позволяет заполнять бланки для посольских анкет, сокращая время на их подготовку.
- Программный комплекс "Само-Тур" (разработчик "Само-Софт") обеспечивает поддержку основных функций, предусмотренных технологией работы на туристском предприятии. Система содержит более 20 справочных баз данных, позволяет вести календарь бронирований, удобный поиск рейсов, обеспечивает мониторинг бронируемых услуг по отелям и рейсам в продолжении сезона, что позволяет избежать ошибок с перебронированием. С комплексом можно работать в сетевом режиме и назначать специальные права доступа к данным и функциям.