Критерии профессиональной компетентности социального работника
Социальный работник - это специалист, деятельность которого может осуществляться на различных уровнях реализации социальной политики государства – уровне правового обеспечения, управления, образования, здравоохранения, материально-технического обеспечения, практики социальной работы.
Структура профессиональной компетентности социального работника включает специальный, социальный и личностный компоненты. Данные компоненты можно выразить через совокупность критериев и показателей той или иной компетентности.
Основные характеристики специальной компетентности:
- Теоретическая компетентность. Характеризуется следующими критериями: информационная культура, понимание теоретической базы профессии, способность анализировать социальную действительность и умение находить выход из сложных ситуаций. Показатели теоретической компетентности: знание теоретических основ социальной деятельности, исследовательские, аналитические умения и навыки.
- Инструментальная компетентность. Критерии оценки компетентности: владение технологиями социальной работы, способность к профессиональной деятельности. Показателем инструментальной компетентности служат базовые профессиональные умения и навыки.
- Интегративная компетентность. Критерии оценки компетентности: способность применять в социальной практике технологии социальной работы, умение сочетать теорию и практику. Показатель компетентности – умение применять на практике теоретические знания.
- Управленческая компетентность. Характеризуется следующими критериями: способность осуществлять управление коллективом, контролировать и анализировать его деятельность.
Критерии и показатели социальной и личностной компетентностей социального работника
Структура социальной компетентности социального работника включает ряд компонентов, для которых характерны специфические критерии и показатели:
- Контекстуальная компетентность. Характеризуется пониманием социальной, культурной, экономической среды клиента.
- Этнокультурная компетентность. Характерные критерии: преданность и уважение родному краю, способность профессионально действовать в соответствии с культурной средой клиента. Показатели этнокультурной компетентности: умение адаптировать методы работы к культурной среде клиента, этнокультурные знания.
- Коммуникативная компетентность. Критерии оценки компетентности: способность к взаимодействиям с клиентами, партнерами, коллегами, к межличностным коммуникациям; культура межнационального общения. Показатели: навыки и умения профессионального общения.
- Социально-творческая компетентность. Критерии оценивания: инициативность, социально-преобразовательная направленность личности, активная жизненная позиция, социальная креативность. Показатель компетентности – практическое проявление действий творческого подхода в социальной действительности.
Профессионализм социального работника предполагает наличие психологических аспектов: отношение личности к профессии, эмоциональная включенность в профессиональную деятельность, состояние профессионально весомых качеств и притязаний.
Структуру личностной компетентности социального работника составляют: нравственно-гуманистическая направленность личности, субъективная позиция индивида, психологические характеристики и психоаналитические качества.
Критериями нравственно-гуманистической направленности личности являются способность к милосердию, сопереживанию, альтруизму; гражданская зрелость; следование профессиональной этике. Показатели компетентности – усвоение и принятие профессионально-этических ценностей и норм.
Субъективную позицию социального работника характеризуют следующие критерии: профессиональное самосознание и самоопределение; стремление к профессионально-личностному самосовершенствованию и развитию; индивидуальный стиль деятельности и профессиональная креативность. Показателем компетентности выступают профессионально значимые ценностные ориентации.
Психологические характеристики социального работника: уровень развития психических процессов, волевых и эмоциональных характеристик; способность концентрировать психофизические ресурсы для осуществления профессиональной деятельности.
К психоаналитическим критериям оценки работы социального работника относятся: ответственное отношение к профессиональной деятельности; социальный интеллект, внутренний локус контроля; перцептивность; способность к саморефлексии и саморегуляции.
В структуре личности работника социальных учреждений приоритетной является его нравственно-гуманистическая направленность.
Успешность и эффективность социальной работы во многом определяются личностными качествами специалиста социальной службы. Для успешной коммуникации социальным работникам необходимо обладать такими качествами, как рефлексивность и эмпатийность.
Критерии оценки работы специалиста по социальной работе
Задачи социальной работы направлены на вмешательство в социальную среду индивида для реализации социокультурных, социальных, психологических и физических воздействий, для преодоления деструкции и депривации, обеспечение гармоничного сосуществования человека и окружающей среды, обеспечение адекватной социально-психологической деятельности индивида в разных ситуациях.
Критерии оценки деятельности социального работника могут служить основой для премирования/депремирования за определенный период работы: квартал, год. В Трудовом договоре, Коллективном договоре, Должностной инструкции, Правилах внутреннего распорядка, Положении о премировании зафиксированы соответствующие указания.
В большинстве должностных инструкций отсутствует раздел «Критерии оценки работы», что связано со сложностью разработки оценочных критериев для всех должностей, присутствующих в штатном расписании социального учреждения.
В качестве критериев оценки деятельности социального работника различные социальные учреждения могут использовать такие критерии, как:
- исполнительская дисциплина – соблюдение Правил внутреннего трудового распорядка, четкое выполнение указаний и распоряжений административных органов;
- ведение и состояние документации в соответствии с требованиями делопроизводства социального учреждения, ведение отчетной документации и исполнение сроков;
- качество предоставляемых услуг, выполнение нормы обслуживания, результативность;
- использование инновационных форм в своей работе;
- повышение квалификации;
- ведение просветительской работы;
- разработка авторской комплексной программы;
- выполнение дополнительных обязанностей.