Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями

Дети являются наиболее незащищенной и уязвимой группой населения в любой стране. Любое крупное неблагоприятное политическое, экономическое, социальное событие на уровне государства оказывает на них огромное влияние, а при наличии уже существующих социально-психологических предпосылок, ребенок может перейти в группу риска, например, в качестве несовершеннолетнего правонарушителя.

Преступление, совершенное несовершеннолетним

Определение 1

Правонарушение — это поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность.

Несовершеннолетними же в данном случае считаются дети от 14 до 18 лет, согласно праву РФ.

Исследователи выделили ряд характерных особенностей, присущих несовершеннолетним правонарушителям, в их числе:

  • склонность к девиантному поведению;
  • совершение значительной части преступлений в соучастии со взрослыми преступниками;
  • наличие психических отклонений, в основе которых лежит алкоголизм, токсикомания и наркомания;
  • высокий уровень агрессивности и жестокости;
  • повышенное чувство одиночества.

Преступления несовершеннолетних имеют следующие отличительные особенности:

  • преимущественно корыстный и корыстно-насильственный характер;
  • высокая латентность;
  • групповой характер.

Стоит отметить, что правонарушения несовершеннолетними совершаются вследствие стечения ряда неблагоприятных обстоятельств социально-педагогического, психологического характера. Кроме того, как правило, правонарушения имеют повторяющийся характер. Именно поэтому внимание государства должно быть сосредоточено на увеличении эффективности профилактических мероприятий, которые могли бы предотвратить развитие отклоняющегося поведения у детей и подростков.

В России, как и во многих других странах, несовершеннолетних правонарушителей судят немного иначе, чем взрослых преступников. Чаще всего закон к ним более благосклонен, а часть ответственности наравне с ребенком несет его законный опекун или опекуны.

«Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Инструменты и суть социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями

Обычно социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями сводится к осуществлению мероприятий по трем направлениям: социальному, педагогическому и психологическому. Такой комплексный подход позволяет оказать наиболее эффективное положительное влияние на правонарушителя и предотвратить нарушение закона в будущем не за счет применения системы наказаний, а за счет фундаментального изменения личности и восприятия подростка или ребенка.

Также в социальной работе используют следующие технологии:

  1. Социальная диагностика.
  2. Социальная профилактика.
  3. Социальная адаптация.
  4. Социальная реабилитация.
  5. Коррекция.
  6. Социальная терапия.
  7. Ресоциализация.

Социальная диагностика позволяет изучить эмоциональное и физическое состояние ребенка или подростка, выявить особенности развития личности, оказывает разностороннюю помощь (медицинскую и психологическую), выявляют возможные причины отклонений. Диагностика рассматривает не только ребенка самого, но и его семью, окружение.

Социальная профилактика предусматривает проведение государственных, социальных, медицинских, воспитательных специальных мероприятий, которые направлены на устранение причин социальных отклонений. В профилактике + используются такие инструменты, как беседа, наблюдение, поддержка, проведение профилактических тренингов. Профилактика, как и большинство других инструментов социальной работы, направлена на коррекцию личности подростков, которая еще не сформировалась окончательно. Проведение ранней профилактики позволяет получить положительные результаты и исключить применение других мер, в том числе уголовно-правового характера.

Помимо этого, на всех уровнях профилактики проводятся работы по ликвидации недостатков в семейном, школьном, трудовом воспитании несовершеннолетних, организации их досуга и повышение эффективности органов, ведущих борьбу с правонарушениями несовершеннолетних. К ним можем отнести: прокуратуру, комиссию по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, школу.

Социальная адаптация заключается в поддержке подростков в их приспособлении к новым социальным условиям жизнедеятельности. Часто при реализации данных мер социальной работы задействуются педагогические организации: школы, лицеи, вузы и др.

Социальная реабилитация включает в себя ряд мероприятий, направленных на восстановление нарушенных общественных связей и функций организма подростка. В данном случае внимание обращено на семью, взаимоотношения ребенка, его состояние. На основе индивидуальных особенностей подростка составляется дальнейшая программа действий.

Коррекция как социальный инструмент имеет цель устранить недостатки как в психическом, так и физическом развитии несовершеннолетнего правонарушителя. Особое внимание здесь уделяется психологическим отклонениям подростка, его индивидуальным реакциям на стресс, что могло повлиять на формирование делинквентного поведения.

Социальная терапия направлена на устранение отрицательных последствий взаимоотношений и препятствий, которые мешают социальному развитию несовершеннолетнего. Для этого используются различные виды терапии: трудовая терапия, терапия самовоспитания, социотерапия и др. виды.

Ресоциализация - направление в котором особое внимание социального работника уделяется восстановлению социального статуса ребенка, его социальным навыкам, оказанию помощи несовершеннолетним, которые утратили социальные связи. Цель данной работы — предотвращение рецидива, помощь в трудоустройстве, профориентации, выработка установок для подростков, для выхода из трудного состояния.

Необходимо подчеркнуть, что социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями ведется не только социальным работником: в ней также принимают участие педагогические, правовые структуры и другие субъекты социальной поддержки населения.

Дата последнего обновления статьи: 19.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot