Развитие речи младших школьников через обучение пересказу на уроках чтения и русского языка
Понятие речи включает ряд аспектов:
- Речь выступает как конкретный процесс общения, продуцирования речевых высказываний, то есть как практическая форма реализации языка.
- Речь выступает как результат этого процесса, то есть как конкретное речевое произведение определённой темы и жанра.
Развитие речи – это процесс, целенаправленно организованный и подразумевающий её качественный прогресс: усложнение грамматической организации, расширение словаря, становление умений использовать ресурсы языка в коммуникативных целях.
Поскольку речь существует в двух разновидностях, то и процессы, связанные с её развитием, касаются как устной, так и письменной речи детей.
Речевое развитие является необходимой частью личностного развития школьника, связано со становлением его языковой личности – присущих данному индивиду особенностей реализации языка в практике коммуникации.
Существующие методики обучения связаны с созданием специальных условий, способствующих речевому развитию ребёнка, его правильному ходу и помогающие скорректировать возникающие отклонения. Факторами, влияющими на развитие речи, также выступает повседневная речевая среда, с которой ребёнок сталкивается дома, информационное пространство, а также чтение и общение со сверстниками. В отличие от обучения эти факторы действуют на речевое развитие стихийно, нецеленаправленно, и только обучению принадлежит ведущая роль в развитии речи.
Среди учебных упражнений, стимулирующих развитие речевых навыков ученика, можно выделить следующие:
- Монологические высказывания – ответы на учебные вопросы.
- Задания, направленные на анализ текста, его тематики, проблематики, конкретных грамматических форм или лексического материала.
- Задания на конструирование предложений по модели (образцу), в том числе и изменение, трансформация уже созданных предложений, текстов.
- Сообщения и доклады, защита проектов.
- Выразительное чтение наизусть стихов, чтение текстов художественных произведений.
- Пересказ прочитанного.
- Создание собственных речевых произведений (в том числе на основе предложенного текста): сочинений, изложений, отзывов.
- Различные формы игровых импровизаций (деловая игра, чтение по ролям, инсценировки и проч.).
Среди этих форм одной из эффективных является пересказ, который способствует становлению навыков повествования и логического изложения материала. Пересказ занимает важное место в школьном обучении, поскольку используется не только на уроках словесности, но и на других занятиях как способ проверки знаний.
Методика обучения пересказу
Пересказ представляет собой упражнение, в основе которого лежит устное изложение кого-либо текста (художественного, научно-популярного, учебного), выступающего в качестве образца.
Требования, предъявляемые к пересказу, заключаются в следующем:
- Пересказ должен сохранять особенности текста-оригинала – композиционные, речевые и стилистические.
- При ориентации на образец пересказ должен иметь черты самостоятельности: это не дословное воспроизведение чужой речи, а её трансформация через призму языковых навыков школьника.
- Пересказ выполняется осознанно: учитель не просто контролирует степень близости к оригиналу и правильность речи школьника, но добивается понимания учеником того, что он рассказывает.
- Для пересказа выбираются тексты, имеющие познавательную, художественно-эстетическую ценность, интересные и доступные детям, а также способные вызвать живой эмоциональный отклик.
Виды пересказов разнообразны и включают следующие типы:
- По степени ориентации на исходный текст: подробный / сжатый / выборочный / творческий.
- По изменению грамматических форм образца: с изменением лица / драматизированный (например, пересказ эпизода по ролям).
- По использованию опорного материала: пересказ на основе плана / конспекта / пересказ по сюжетным картинкам (иллюстрациям) / по опорной схеме или таблице.
Подготовка к пересказу текста проходит в несколько этапов:
- Осмысленное, вдумчивое чтение текста про себя или вслух.
- Выяснения степени понимания текста (наличие незнакомых слов, сложных для восприятия оборотов речи).
- Беседа по содержанию, в ходе которой определяется тема, основная мысль текста, характеризуются его герои или события, лежащие в основе текста.
- Выделение в тексте ключевых слов, важных для понимания каждой его части, формулировка микротем и составление плана (в том числе в виде вопросов или повествовательных предложений).
- Изложение каждой микротемы.
- Последовательное изложение текста и самопроверка (взаимопроверка).
Обучение пересказу должно носить систематический характер и проводиться на каждом уроке, при этом учитель должен корректно исправлять речевые недочёты детей, способствовать формированию правильной литературной речи.