Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы работы с паронимами в процессе формирования речевой культуры школьников

Лексическое нормы в школьном курсе русского языка

Формирование нормативного аспекта культуры речи в современном языковом образовании предстает как одна из основных задач обучения. Ее актуальность обусловлена не только общим падением уровня речевой культуры, но и тем, что знание этих норм и умение владеть ими проверяется в процессе государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Среди различных языковых норм акцент делается на лексических нормах, поскольку именно они в значительной мере отвечают за коммуникативные качества речи: точность словоупотребления, богатство и разнообразия словаря, выразительность речи. Между тем именно в области лексической нормы современные школьники испытывают наибольшие трудности, которые проявляются в свободной письменной речи в виде многочисленных речевых неточностей, неправильного словоупотребления, смешения паронимов, а также единиц, относящихся к разным речевым стилям.

Становление культуры речи в ее нормативном аспекте начинается с усвоения теоретических основ, а затем обязательно включает этап выработки практических навыков употребления нормы в речи.

Среди многочисленных речевых ошибок, с которыми приходится работать учителю-словеснику, особое место занимают те недочеты, которые обусловлены смешением паронимов. Важность формирования навыков употребления в речи подчеркивается тем, что задание на их разграничение вошло в контрольно-измерительные материалы Единого государственного экзамена по русскому языку.

Принципы работы с паронимами в процессе формирования речевой культуры школьников

Определение 1

Паронимы представляют собой такие единицы лексической системы, которые при общности корневого компонента отличаются смысловыми оттенками и возможностями употребления.

Факторы, влияющие на смешение паронимов, обусловлены их природой и носят объективный характер:

«Принципы работы с паронимами в процессе формирования речевой культуры школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Сходство их корневого компонента, обусловливающее представление о едином значении данных слов.
  2. Многообразие словообразовательных суффиксов и переедаемых ими оттенков значения, которое бывает сложно уловить неподготовленному ученику.
  3. Наличие у самих паронимов многозначности, что затрудняет разграничение их семантики.

В связи с указанными трудностями работа по формированию навыков работы с паронимы должна проводиться целенаправленно и системно, хотя школьный курс языкознания не дает возможности изучать паронимы длительное время.

Основные принципы, используемые при работе с паронимами в школе, включают:

  1. Учет лексического значения паронимов и возможностей их сочетаемости с другими словами.
  2. Принцип контекстного подхода к рассмотрению паронимов: паронимы сопоставляются только в контексте, в речевом окружении, проясняющем их значение.
  3. Анализ семантики словообразовательных аффиксов, входящих в состав паронимов, в том числе путем их сопоставления с такими же аффиксами в других словах с прозрачным значением.
  4. Опора на стилевую окраску паронима и его употребление в том или иной функциональной разновидности языка.
  5. Выявление грамматических различий в употреблении паронимов.

При работе с паронимами, таким образом, целесообразно задействовать материал, относящийся не только к теме «Лексика», но и к таким разделам, как «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». Это позволит учащимся связать представление о паронимах с их строением, а также грамматическими особенностями употребления (например, необходимости определенных предложно-падежных конструкций пи паронимах-глаголах).

Задания для работы с паронимами на уроке

Наиболее эффективные упражнения, которые помогают научить учеников различать паронимы:

  1. Сравнение слов-паронимов в контексте с определением их значения: эффектный наряд – эффективный сотрудник.
  2. Лексический эксперимент, заключающийся в подстановке паронимами в определенные контексты. Например, можно сказать «дождливый день, дождливая осень, дождливая погода», но можно использовать в этих словосочетаниях пароним «дождевой»? Отвечая на этот вопрос, ученики приходят к выводу о семантическом различии паронимов.
  3. Анализ возможностей лексической сочетаемости паронимов путем составления с ними словосочетаний и предложений.
  4. Парное сопоставление паронимов с определением их значения.
  5. Составление словаря паронимов с указанием контекстов их употребления.
  6. Заполнение таблиц, схем, отражающих особенности употребления тех или паронимов с определенными суффиксами (например, с суффиксами –ск- / -енн-, -лив- / -н- и др.).
  7. Создание «шпаргалок», лэпбуков, электронных презентаций, отражающих нормы употребления паронимов.
  8. Нахождение и исправление ошибок на употребление паронимов.

Эти и другие упражнения способствуют развитию навыков употребления паронимов в речи, а опора на методические принципы при их изучении позволяет сформировать правильный подход к анализу паронимов в высказываниях.

Дата последнего обновления статьи: 01.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot