Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Орфографический портрет современного школьника

Орфографический портрет современного школьника

Современная лингвометодика активно занимается проблемой поиска путей совершенствования орфографической грамотности. Комплексный подход к решению данной проблемы обусловил внимание к различным факторам, влияющим на формирование орфографических навыков: состояние орфографической теории и практики, индивидуальное речевое развитие, совершенствование орфографической зоркости, зрительной памяти, произвольного внимания. Антропоцентрический подход в лингвистике отразился и в исследованиях орфографических феноменов, сформировав целое направление, посвященное изучению особенностей орфографической языковой личности пишущего.

Определение 1

Орфографическая языковая личность понимается как совокупность характеристик, относящихся к орфографической деятельности пишущего как к одному из видов речевой коммуникации.

Составляющей орфографической языковой личности выступают различные аспекты, связанные с осуществлением письменной коммуникации в соответствии с нормами правописания:

  1. Орфографические представления, формируемые под влиянием усвоения языковых норм и правил графического отображения устной речи на письме.
  2. Орфографические навыки как устойчивые речевые стереотипы, обеспечивающие автоматизм письма.
  3. Орфографический портрет как наиболее характерные черты определенного типа орфографической личности.
  4. Цели и мотивы орфографической деятельности пишущего, имеющие коммуникативно-речевую природу.
  5. Механизмы орфографической коррекции.
  6. Орфографические стратегии и тактики проверки написания в ходе самоконтроля и проч.
Определение 2

Орфографический портрет школьника – термин, используемый для выделения наиболее существенных характеристик, касающихся особенностей формирования орфографических навыков и других аспектов грамотного письма.

«Орфографический портрет современного школьника» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Описание орфографического портрета базируется на языковых антиномиях:

  1. Типичность и уникальность в языковом портрете личности как сочетание социальной и индивидуальной природы языка и речевой деятельности.
  2. Знание теории и использование этих знаний в практике речевой деятельности.
  3. Опора на нормы и интуитивное письмо, основанное на языковом чутье, орфографической памяти, аналитико-синтетических умениях.

Наиболее перспективные методы изучения орфографического портрета современных школьников являются:

  1. Изучение и анализ ошибок, допущенных ими в различных видах работ, особенно в диктантах и творческих работах.
  2. Анализ переписки в социальных сетях и мессенджерах.
  3. Исследование результатов анкетирования и проч.

Параметры орфографической личности школьника и проблемные «зоны» орфографии

Общие выводы, к которым приходят методисты и педагоги при изучении письменных работ учащихся, касаются количества ошибок, их типов, частотности, а также иных характеристик, имеющих значение для определения орфографической компетенции. Так, состояние орфографической компетенции школьника характеризуется следующими параметрами:

  1. Слабая освоенность морфологического критерия написания, которая проявляется в отсутствии прочно сформированных навыков проверки безударных гласных, поверяемых согласных, непроизносимых согласных. Неумение подбирать проверочное слово связано также с неразвитым словарным запасом, отсутствием системных связей между языковыми единицами.
  2. Неразвитые навыки словообразовательного анализа, проявляющиеся в неверном выборе написаний безударных неизменяемых суффиксов, например, ошибочное написание слов «старена» вместо «старина», «дедушкен» вместо «дедушкин»).
  3. Недостаточно сформированный фонематический слух, в частности, отсутствие понимания способов обозначения мягкости на письме с помощью графем. Так возникают написания без мягкого знака там, где они необходимы, а также случаи гиперкоррекции, когда пишущий использует «лишние» маркеры мягкости.
  4. Незнание некоторых вариантов традиционного написания и распространение на них морфологического принципа письма (в частности, попытки проверять чередующиеся корни подбором ударных вариантов).
  5. Тенденция к гиперкоррекции, которая проявляется в попытке универсализации морфологического принципа написания во всех случаях, которые представляются сложными с точки зрения выбора правильного варианта написания: «корондаш», «лякующий», «волшебницой» и проч.

Данные параметры определяют орфографической портрет языковой личности современного школьника, слабо владеющего нормами письменной речи, не умеющего руководствоваться системными представлениями о языке в практике письма.

Развитие и совершенствование орфографического портрета школьника – задача школьного обучения, которая должна решаться комплексно с использованием данных о когнитивных процессах усвоения орфографических норм. Психолингвистической основой письма и орфографической деятельности выступают особенности восприятия, специфический «канал усвоения» нормы, ведущий для данного пишущего. Сочетание различных педагогических техник формирования грамотного письма является залогом для развития орфографической личности и повышения культуры письменной речи.

Дата последнего обновления статьи: 02.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot