Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мотивирующий контроль на уроках русского языка

Мотивирующий контроль на уроках русского языка: понятие, особенности, принципы

Вопросы контроля уровня обученности и сформированности предметных компетенций являются одними из важнейших в преподавании русского языка, поскольку контроль предполагает оценку результативности освоения образовательных программ и деятельности учителя и ученика в целом. Поэтому изучение функций, принципов и методов контроля, а также его влияния на результативность учебного процесса выступает инструментом повышения качества преподавания.

Определение 1

Контроль в обучении представляет собой такой вид деятельности, который направлен на проверку и оценку уровня учебных достижений путем их сопоставления с определенными критериями, нормами и стандартами.

В настоящее время представление о ведущей функции контроля в образовании меняется. Ранее на первый план выступала проверочная функция контроля, который призван был определить уровень знаний, умений и навыков, а также их соответствие стандартам обученности. Сейчас одной из ведущих функций контроля признается обучающая функция, так как проверка уровня обученности должна сочетаться с приемами коррекции учебных затруднений и преодоления трудностей в обучении.

В методике актуализируется и другая функция контроля — мотивирующая. Она связана с тем, что контроль используется как средство развития учебной мотивации, повышения интереса к учению, формированию положительного отношения к учебному процессу.

Для реализации мотивирующей функции контроля требуется специально организованная деятельность на уроках, которая способствует формированию системы учебных мотивов через подобранные для этой цели контрольные упражнения.

Основными принципами мотивирующего контроля при этом являются:

  1. Сочетание различных форм и методов контроля: устный / письменный, выборочный / полный, самоконтроль / контроль со стороны учителя.
  2. Использование нетрадиционных подходов к осуществлению контролирующей функции (проведение контрольных работ в виде зачетов, коллоквиумов, защиты проектов).
  3. Создание условий для возникновения ситуации успеха в ходе контролирующей деятельности.
  4. Использование информационных и мультимедийных технологий при осуществлении контроля.
«Мотивирующий контроль на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Реализация мотивирующего контроля на уроках русского языка

Основные виды упражнений для реализации мотивирующей функции контроля, используемые на уроках русского языка, включают:

  1. Взаимопроверка и самопроверка по образцу, предполагающая, что ученик принимает на себя контролирующую функцию и самостоятельно проверяет и оценивает свою работу, ориентируясь на образец и критерии проверки.
  2. «Обратный контроль»: суть метода заключается в том, что ученик самостоятельно составляет вопросы к теоретическим темам или задания к практическим и выполняет их. Это приучает выделять в учебном материале главное и структурировать его содержание для дальнейшей систематизации и проверки знаний.
  3. Игровые формы проверки знаний и умений. Например, проверка теоретический сведений происходит в формате игры «Верю / не верю», терминологический диктант организуется как работа с кроссвордом или лингвистическим лото, проверка орфографических навыков происходит в форме игры «Корректор».
  4. Использование интерактивных заданий: онлайн-тесты, интерактивные упражнения, деформированные тексты. Данные задания активизируют познавательные процессы и учебную деятельность, позволяют индивидуализировать обучение и получить быструю обратную связь о выполнении.
  5. Проектная деятельность проверяет уровень развития общеучебных навыков, побуждая ученика изучать дополнительные источники информации, овладевать навыками поиска и отбора необходимых сведений, а также учиться структурировать и презентовать результаты самостоятельной работы. Выполнение индивидуальных и коллективных проектов направлено на развитие интереса к углубленному изучению предмета и формирования исследовательских и творческих способностей.
  6. Трансформация традиционных форм контроля: проведение диктанта «с ошибками» (ученик записывает словарное слово правильно, а рядом с ним все возможные случаи неправильного написания); использование графического диктанта (вместо предложения со знаками препинания сразу же записывается его схема); намеренное искажение орфографического облика текста с последующим обменом текстами для их исправления.
  7. Использования форм контроля, характерных для практики высших учебных заведений: зачетов, коллоквиумов, экзаменов, защиты проектов и исследовательских работ.
  8. Проведение контроля в форме олимпиады, квеста, викторины, которые требуют нестандартного подхода к решению учебных задач.
  9. Использование домашней контрольной работы повышенной сложности, для решения которой необходимо привлечь дополнительные источники (словари, справочники, энциклопедии).
  10. Проведение контрольной работы в виде соревнования, командной игры, лингвистического путешествия.

Мотивирующий контроль является дополнением к традиционному контролю и не может полностью его заменить. Однако при сочетании различных форм и функций контроля в языковом образовании можно добиться повышения учебной мотивации и развития интереса к изучению русского языка и совершенствованию языковых навыков.

Дата последнего обновления статьи: 16.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot