Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Метод «пазл» в обучении русскому языку

Применение метода «пазл» в учебном процессе

Современный урок русского языка – образовательное событие, направленное на активизацию познавательной деятельности и развитие личности. В процессе языкового обучения важно не только сформировать соответствующие предметные компетенции, но и стимулировать развитие внимания, аналитического мышления, умения работать в команде. Этому способствует большее разнообразие форм и методов учебной деятельности, которые позволяют поддерживать устойчивое внимание и формировать мотивацию к учению.

Разнообразить содержание урока помогает использование игровых методов обучения, которые становятся все более востребованной формой организации учебно-познавательной деятельности на уроке. Учебно-дидактические игры носят развивающий и обучающий характер, помогая в занимательной форме усвоить необходимый материал и навыки работы с ним.

Существует большое количество игровых методов обучения русскому языку, и среди них выделяется метод «пазл», который представляет собой игровую технологию, активизирующую внимание и аналитические способности.

Замечание 1

Понятие «пазл», заимствованное из английского языка, означает игру, основанную на собирании целостной картинки путем соединения отдельных элементов, имеющих, как правило, неправильную форму.

Цель участника игры – на основе целостного изображения восстановить всю картину в полном объеме из отдельных фрагментов. Игровые пазлы формируют внимание к деталям, усидчивость, аккуратность, развивают мелкую моторику, приучают анализировать и сопоставлять части и целое для решения задачи.

Метод «пазл» в обучении русскому языку

Головоломки, основанные на применении метода «пазл», можно использовать на уроках русского языка как элемент геймификации учебных заданий, а также как средство визуализации учебного материала.

«Метод «пазл» в обучении русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Пазлы могут быть созданы учителем вручную или же сгенерированы автоматически с помощью онлайн-сервисов создания пазлов. В первом случае ученик получит возможность работать с пазлами на уроке индивидуально или в составе группы, во втором – может использовать пазлы при выполнении домашней работы, а также для дополнительных занятий по предмету.

Характер применения метода «пазл» зависит от этапа урока, на котором он используется:

  • в начале урока собирание пазлов может быть приемом сообщения темы урока;
  • в ходе актуализации полученных знаний пазл используется для восстановления в памяти учеников необходимых теоретических сведений и практических навыков;
  • на этапе закрепления изученного пазлы применяются для отработки умений и навыков.

Пазлы, используемые на уроках русского языка, можно условно разделить на две большие группы:

  1. Пазлы, являющиеся учебным материалом. Это могут быть фрагменты текста, отдельных терминов, словарных слов, пословиц или фразеологизмов.
  2. Пазлы, которые не являются дидактическим материалом, а выполняют вспомогательную роль. Например, за правильное выполнение задания ученик или учебная группа получают пазлы, из которых потом собирается целостная картинка.

В первом случае применение метода «пазла» в учебном процессе является более трудоемким и требует от учителя предварительной подготовки, то есть создания учебного материала в виде пазла. Во втором случае специальной подготовки не требуется: педагог может приобрести готовый набор пазлов и использовать его для стимулирования активности учеников при выполнении учебных заданий.

Варианты использования пазлов на уроке разнообразны. Приведем некоторые виды упражнений и заданий, которые основаны на применении данного метода:

  1. Работа над словарными словами. Ученики получают пазлы, на которых записаны фрагменты словарных слов. Задание состоит в том, чтобы собрать пазл, выписать в тетрадь получившиеся слова, подчеркнуть в них непроверяемые орфограммы.
  2. Закрепление лингвистической терминологии. Материалом для пазла становятся определения лингвистических терминов. Задача учеников – собрать определения из предложенных фрагментов и определить, какому термину они принадлежат.
  3. Отработка правописных умений. Ученики получают текст, в котором пропущены буквы и знаки препинания. После самостоятельной или групповой работы над текстом дети получают пазл, содержащий тот же самый текст, но в правильном варианте. Ученики должны собрать текст из фрагментов и использовать его как образец для самопроверки или взаимопроверки.
  4. Работа над семантизацией новых слов, пополнением синонимических рядов, расширением словарного запаса. Учитель записывает на доске несколько слов, а потом предлагает ученикам собрать пазлы, на которых записаны фрагменты синонимов к записанным словам. Задача учеников – соотнести слова на доске с теми, которые у них получились в результате сборки пазла, и выписать синонимические ряды. Таким же образом можно организовать работы над антонимами, паронимами.
  5. Работа по развитию связной речи. На подготовительном уроке обучающего характера перед написанием сочинения по картине ученикам можно предложить собрать пазл, сделанный из этой картины. В ходе такой работы дети лучше запомнят мелкие детали и смогут без труда ориентироваться в композиции полотна.

Таким образом, использование метода «пазл» способствует развитию внимательности, прививает усидчивость и помогает разнообразить содержание учебных занятий по русскому языку.

Дата последнего обновления статьи: 02.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot