Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование приёмов нейропедагогики на уроках РКИ

Прицнипы нейропедагогики в обучении РКИ

Будучи междисциплинарным направлением, которое является основой для поиска и внедрения эффективных методов обучения на основе исследования закономерностей деятельности мозга, нейропедагогика является востребованной в практике преподавания. Особенно актуально ее использование в обучении русскому языку как иностранному, потому что закономерности деятельности мозга при усвоении второго языка позволяют выстроить обучение с учетом психических механизмов, лежащих в основе усвоения определенных видов деятельности.

Исследователи отмечают следующие факторы, связанные с деятельностью мозга при обучении второму (неродному) языку:

  1. Неравномерное участие полушарий мозга на разных этапах овладения языком. На начальном этапе большую роли играет правое полушарие, отвечающее за образное мышление и эмоциональный контекст, а на более продвинутом уровне ведущая роль принадлежит левому полушарию и логическому осмыслению языковых структур.
  2. В основе формирования лингвистической компетенции лежит деятельность левого полушария, в то время как правое отвечает за коммуникативную составляющую.
  3. Левое полушарие доминирует при изучении морфологических категорий, а правое – при знакомстве с синтаксисом языка.
  4. При использовании языка в речевой практике включаются в работу оба полушария, однако правое полушарие специализируется на разговорной речи, а левое – на письменной.
  5. Обучение строится на основе практической деятельности, так как закономерности функционирования мозга основаны на усвоении новых видов информации, способов действий через связь со старым опытом.
  6. Опора на многоканальный способ подачи информации увеличивает эффективность обучения иностранному языку.
  7. Создание вокруг изучаемого материала эмоционального контекста способствует запоминанию материала.

Использование приемов нейропедагогики на уроках РКИ

Выделенные аспекты взаимовлияния методики преподавания РКИ и нейродидактики позволяют включать нейропедагогические приемы в практику обучения языку. Для их реализации преподаватель РКИ может использовать следующие приемы:

  1. Создание мотивации, формирующей необходимый эмоциональный контекст обучения. Для этого используются игровые приемы, создание проблемных ситуаций, подчеркивается связь теории с практикой. Созданию положительной атмосферы на занятиях способствует налаживание сотрудничества, игры на командообразование, элементы театрализации.
  2. Визуализация изучаемого материала. Необходимо широко использовать различные формы наглядности: опорные схемы, рисунки, иллюстрации, которые помогают сформировать зрительный образ языкового явления. Визуализация должна сочетаться со слуховой стимуляцией, поэтому зрительные образы подкрепляются словесной инструкцией. Средством вербальной стимуляции также является применение вербальных мнемотехник: стихов, ритмических строчек, которые помогают запомнить изученный материал.
  3. Разнообразие видов учебной деятельности, которое обеспечивается многообразием различных упражнений и форм деятельности на уроке. Педагог последовательно сочетает чтение и письмо, разговорную практику и активное слушание, предлагает различные задания: просмотр фильмов, обсуждение, работу с теоретическим материалом, игровые упражнения, тесты и проч. Также применяются разные формы взаимодействия: работа в парах, в группах, индивидуальная работа, самостоятельная работа, подготовка проектов.
  4. Опора на принцип новизны, который создает у учеников чувство удивления, любопытства. Этому способствует выбор нестандартных заданий с неожиданным дидактическим материалом: анализ рекламных буклетов или несплошных текстов (визиток, чеков, билетов); работа с контентом социальных сетей и мессенджеров; использование заданий на основе проектирования каких-либо ситуаций: написать рекламу для продажи товара; составить резюме для устройства на работу; написать заявление о возврате денег за некачественный товар и проч.
  5. Ориентация на практическое применение языка в различных коммуникативных ситуациях через использование в учебном процессе деловых игр, практикумов, лабораторных занятий по формированию языковых умений.
  6. Создание проблемных ситуаций для активизации мыслительной деятельности. Например, ученикам дается текст диалога с лакунами, которые необходимо заполнить, проанализировав текст песни, видеоролика, подкаста, выделив нужные коммуникативные средства. Другой пример: ученикам даются ряды слов (грамматических форм), которые они должны проанализировать по плану и определить черты сходства (различия), закономерности, лежащие в основе формирования рядов. Например: что объединяет ряды «большой – огромный – гигантский»; «сообразительный – находчивый – смекалистый»? (Слова с общим значением, синонимы).

При обучении русскому языку как иностранному необходимо опираться на предшествующий языковой опыт учеников, поскольку они уже владеют необходимыми коммуникативными умениями, которые необходимо актуализировать в новых коммуникативных условиях.

Дата последнего обновления статьи: 23.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot