Дидактические трудности разграничения вводных слов и членов предложения в заданиях ЕГЭ по русскому языку
В процессе подготовке к ГИА по русскому языку выпускник должен показать готовность использовать весь арсенал языковых норм для решения предложенных заданий. При этом круг умений и навыков, который проверяется в ходе выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку, базируется на знании школьной программы. Однако не всегда учащийся, освоивший школьную программу, может использовать полученные знания для решения речевых или языковых задач в ситуациях, когда разграничение нормативного и ненормативного варианта связано с необходимостью привлечения навыков контекстного анализа.
К таким вариантам заданий относится задание № 18, в котором учащемуся предлагается выбрать определенный вариант постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями, обращениями, а также словами, которые похожи на них, но являются членами предложения. Не всегда разграничение таких языковых единиц может быть произведено учащимися с легкостью, что свидетельствует о наличии в этом области подготовки определенных дидактических трудностей.
Дидактические трудности в разграничении вводных конструкций и омонимичных им членов предложения обусловлены:
- Слабым знанием структуры предложения, недостаточным владением основным терминологическим аппаратом, необходимым для понимания и анализа грамматической структуры предложения.
- Недостаточно сформированными навыками разграничения вводных слов и конструкций и сходных с ними наречий, союзов и проч., которые не являются вводными и входят в грамматическую структуру предложения.
- Неумение привлекать контекст для анализа грамматической структуры синтаксической единицы.
Методика работы по преодолению дидактических трудностей в разграничении вводных слов и синонимичных им слов
Рассмотрим и трудности на примере из заданий ЕГЭ. Учащимся дано предложение: «Когда (1) наконец (2) выглянуло солнце и осветило землю, то на траве и кустах заблистала такая обильная роса, что (3) казалось (4) на ветках и широких листьях собрались все алмазы земли». Учащимся предлагается квалифицировать грамматический статус двух слов – «наконец» и «казалось». Верное опознание статуса этих слов позволит сделать правильный выбор в постановке знаков препинания. И если со словом «казалось» трудностей практически не возникает (большинство учащихся опознают его как вводное, указывающее на степень уверенности в сообщаемом факте), то слово «наконец» вызывает затруднения.
Решить эти затруднения помогает контекстный анализ. Как известно, вводное слово «наконец» имеет значение подведение итогов предшествующим рассуждениям или событиям, однако в данном случае оно близко по значению к наречию «едва». Примерный смысл предложения состоит в следующем: Когда едва появилось солнце, как роса ослепительно заблистала. В данном случае слово «наконец» не может быть отнесено к вводным, поэтому не выделяется запятыми.
Можно использовать и другой способ рассуждения, определив синтаксическую функцию слов. Слово «казалось» не является членом предложения, поскольку к нему нельзя задать вопрос ни от одного члена предложения. В то время как к слову «наконец» мы может задать вопрос от глагола: выглянуло (когда?) наконец. В данном случае слово входит в грамматическую структуру предложения, функционируя в качестве обстоятельства с временным значением.
Не менее сложными являются случаи разграничения вводного слова «действительно» и наречия «действительно». Например: «Действительно (1) его там не было». «Это утверждение (2) действительно (3) с той лишь оговоркой, что он там был, но скрывался».
В данном примере второе слово «действительно» является членом предложения, выступая в качестве именной части составного сказуемого: это утверждение (каково?) действительно. Его можно заменить синонимами «правдиво», «реально» в той же синтаксической функции. В то же время слово «действительно» в первом предложении не является членом предложения, поскольку грамматически не связано ни с одним компонентом в его структуре. Кроме этого, оно имеет другое значение: подтверждение говорящим истинности своих слов (модальное значение). Поэтому квалифицируется как вводное, требует выделения на письме запятой. Также вводное слово «действительно» можно заменить синонимичными вводными словами «правда», «конечно».
Для решения трудностей в разграничении вводных слов и сходных с ними членов предложения при решении заданий ЕГЭ необходимо:
- Научить учащихся определять синтаксическую роль спорного слова, характер его грамматических связей с другими словами в предложении.
- Дать представление о диапазоне значений вводных слов и их модальном (не грамматическом) значении.
- Сформировать навык подбора синонимов к членам предложения или вводным словам.
- Использовать метод анализа контекста с целью определения значения слова и его роли в предложении.
Таким образом, формируя навыки грамматического анализа предложения и использования сведений о контексте, можно помочь учащимся преодолеть дидактические трудности разграничения вводных слов и членов предложения в заданиях ЕГЭ по русскому языку.