Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Диалектика существования языка

Диалектика существования языка

Проблема диалектики существования языка имеет огромное значение для лингвистики как науки. Она связана с выделением ее предмета, то есть той области изучения, которую исследует наука. Применительно к языку вопрос о предмете изучения встает в тот момент, когда мы пытаемся определить те единицы (феномены), которые должны стать материалом исследования. Когда мы говорим, что предметом лингвистики является язык, мы сталкиваемся с необходимостью разграничения, с одной стороны, языка коллектива, на котором говорит большинство, и языка индивида, с другой – разграничения языка как определенной совокупности закономерностей и речи как процесса порождения и восприятия высказываний. Очевидно, что здесь нам приходится решать уже не проблему поиска предмета языкознания, а задачу, связанную с разграничением форм существования языка.

Проблема форм существования языка имеет недавнюю традицию в истории языкознания. Только во второй половине XIX века в рамках структурной лингвистики были разграничены язык и речь как две стороны ревой деятельности, обладающие своей спецификой. В то же время выделение дихотомии «язык – речь» не снимает вопроса об их специфической связи в рамках научного рассмотрения языка в лингвистике.

С точки зрения диалектики как учения о развитии объектов окружающего мира язык обладает свойством диалектической противоречивости, которая понимается как единство противоположностей, выступающих источником языкового развития.

Обычно диалектическое противопоставление языка и речи понимают через соотношение таких категорий, как общее, единичное и особенное. Эти категории не противоречат друг другу, а находятся в сложных взаимоотношениях. В частности, общее всегда проявляется в каком-то индивидуальном виде, в то время как частное, индивидуальное способно сохранять черты общего как свои сущностные, родовые признаки.

«Диалектика существования языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Рассматривая диалектику существования языка через призму общего, единичного и особенного, можно прийти к выводу, что внутренняя противоречивость языка является его сущностной характеристикой.

Язык и речь как единство общего, единичного и особенного

Язык как система единиц и правил их сочетания не дан нам как абстракция, мы познаем его в опыте общения, через речь – свою собственную и других людей. Следовательно, язык, будучи общим, для нас реализуется через единичное – процесс речевой деятельности. Более того, в обыденном сознании речь и язык отождествляются. Например, выучить язык для большинства — значит уметь использовать его средства в качестве инструмента общения, уметь говорить, а также писать и читать на данном языке. В то же время даже поверхностный взгляд на соотношение языка и речи позволяет увидеть, что они не могут быть тождественны. Очевидно, что возможности речи всегда уже, чем потенции, заложенные в языке. В речи может не актуализироваться многообразное языковое содержание, которое относится к речевой периферии (например, устаревшие слова и конструкции, профессиональная терминология, неологизмы и проч.).

С другой стороны, само понятие речи неоднородно. Оно может рассматриваться двояко: и как процесс порождения и восприятия высказываний, и как продукт речевой деятельности говорящего / пишущего. Следовательно, речь, будучи единичным по отношению языку, в то же время всякий раз выступает как особенное, реализуясь в конкретных речевых актах и их результатах – высказываниях, которые не существуют в отрыве от процессов их порождения.

Дихотомия «язык – речь» может быть рассмотрена и в другом аспекте выделения в ней общего и единичного. С одной стороны, язык как социальное явление имеет надындивидуальную природу, он предшествует индивидуальной речевой деятельности и является условием ее возникновения. То есть индивидуальная речь формируется под влиянием языка, который используется в среде речевого развития ребенка. Язык выступает как общее по отношению к единичному – речи индивида. Но в тоже время речь каждого субъекта является формой существования языка, то есть язык непосредственно наблюдаем только в процессе речевой деятельности, что является отражением глубокой диалектической связи общего и единичного.

Речь каждого индивида совершенствуется на протяжении всей его жизни, что позволяет говорить о феномене речевого развития, существования уникальной языковой личности, которая формируется и изменяется с течением времени. По отношению к речи большинства речь индивида уникальна. Она выступает как особенное, аккумулируя его языковой опыт, особенности мировоззрения, ценности и даже черты характера и иные свойства, присущие индивидуальной речевой манере. Однако уникальность речи каждого индивида не препятствует общению и пониманию, что предполагает наличие в особенном черт общего, объединяющих индивидуальную речь человека с языком, на котором он разговаривает как член социума.

Таким образом, диалектика существования форм языка отражает присущую ему особенность сочетания общего, единичного и особенного в процессах языковой коммуникации.

Дата последнего обновления статьи: 12.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot