Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Восприятие в процессе общения

Определение 1

Восприятие — это процесс формирования целостного образа другого человека, который создается на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Особенности восприятия и общения

В рамках общения индивиду приходится взаимодействовать знает. с людьми, которых он видит в первый раз, и с теми, которых он уже достаточно хорошо знает. Психологические исследования показали, что основой восприятия не знакомых ранее людей и людей, с которыми уже был некоторый опыт коммуникации, являются различные психологические механизмы. В первой ситуации восприятие происходит через психологические механизмы межгруппового общения, во второй — механизмы межличностного общения.

В состав психологических механизмов восприятия в рамках межгруппового общения необходимо включить социальную стереотипизацию. Ее сущность состоит в том, что выстраивание образа других людей происходит на основе соответствующих типовых схем.

Замечание 1

Наиболее известными являются этнические (национальные) стереотипы. Они являют собой представления о представителях тех либо иных национальных групп.

Практически любой взрослый человек, который имеет опыт общения, по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению способен относительно точно выявить многие его социальные и психологические характеристики. Они могут включать:

  • Психологические черты,
  • Возраст,
  • Примерная профессия или вид деятельности,
  • Принадлежность к социальному слою и др.

Данная точность бывает лишь в нейтральных ситуациях. В других же случаях практически всегда будут присутствовать ошибки восприятия. Чем менее нейтральными считаются отношения и чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше проявляются такие ошибки. Это связано с тем, что перед индивидом никогда не ставится задача просто «воспринимать» другого.

Образ партнера, который формируется в процессе знакомства, как правило, становится регулятором последующего поведения. Он требуется для правильного и эффективного построения общения.

«Восприятие в процессе общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ошибки восприятия при общении

Человеческое общение зависит от того, с кем человек общается. Для каждого вида партнеров предусмотрены различные «техники» общения. Их выбор способны определить характеристики партнера. Наиболее важными в этой ситуации считаются характеристики, позволяющие включить партнера в определенную группу.

Данные характеристики воспринимаются достаточно точно, при этом остальные черты и особенности могут просто достраиваться по определенным схемам. В этой ситуации и начинает появляться вероятность ошибок, которые обусловлены, в частности, работой некоторых факторов (превосходство, привлекательность, отношение).

Фактор превосходства в рамках восприятия при общении может проявляться через неравенство партнеров. Например, люди, которые вступают в коммуникацию, могут отличаться друг от друга по своему социальному статусу, опыту жизни, интеллектуальному потенциалу.

При действии фактора превосходства схема восприятия строится так, что при встрече с индивидом, который превосходит по какому-либо важному параметру, происходит его несколько более положительная оценка. Если же человек сам превосходит другого, то происходит некоторая недооценка партнера. Превосходство может фиксироваться по одному параметру, а переоценка (недооценка) осуществляется по многим параметрам. Данная схема восприятия в ходе общения работать не в любом, а лишь в действительно важном неравенстве.

Под воздействием фактора привлекательности при восприятии определенные качества человека начинают переоцениваться или недооцениваться другими людьми. Ошибка заключается в том, что если кто-то нравится (чаще всего внешне), то одновременно появляется склонность считать этого человека более умным и интересным.

Привлекательность не считается лишь индивидуальным впечатлением. Как правило, она обладает социальным характером. По этой причине знаки привлекательности необходимо, в первую очередь, искать не в том или ином цвете волос или разрезе глаз, а в социальном значении соответствующего признака человека.

Фактор отношения работает так, что люди, которые хорошо относятся к человеку, оцениваются им выше тех, которые относятся плохо. Знаком отношения здесь выступает то, что отражает согласие (несогласие) партнера.

Чем более близким будет чужое мнение к собственному, тем более высокой будет оценка человека, высказавшего это. Данное правило имеет и обратную сторону — чем выше оценка кого-либо, тем большее сходство взглядов предполагается. Убежденность в так называемом «родстве душ» может стать настолько большой, что не будет разногласий с позицией привлекательного лица.

Межличностное общение и восприятие

В рамках межличностного общения существует задача первого впечатления. Она представляет собой быструю ориентировку в межгрупповом общении. В постоянной коммуникации результаты первого впечатления продолжат действовать, но часто этого недостаточно.

В общении важно более глубокое и объективное понимание собеседника, включая его актуальное эмоциональное состояние, намерения, динамику отношения. В этом случае восприятие и понимание партнера осуществляются на другой основе. Психологические механизмы восприятия представлены здесь несколькими составляющими:

  • Идентификация,
  • Эмпатия,
  • Рефлексия.

Идентификация представляет собой обобщенно уподобление. При идентификации индивид как бы ставит себя на место другого человека, определяя, каким образом тот мог бы действовать в аналогичных ситуациях.

Эмпатия является пониманием на уровне чувств, стремлением эмоционально откликнуться на проблемы другого. При этом, проблемы других людей не столько продумываются, сколько почувствуются. Эмпатическое понимание происходит в отношении немногих людей, так как для психики составляет тяжелую нагрузку.

Рефлексия представлена осознанием действующим индивидом того, каким образом он воспринимается партнерами по коммуникации. Это уже не знание других людей, а знание того, каким образом другие понимают (так называемый удвоенный процесс зеркального отражения друг друга).

Дата последнего обновления статьи: 07.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot