Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Техники общения в психологии

Что такое техники общения

Определение 1

Техника общения – это то, к чему прибегает человек для того, чтобы подготовиться к общению и смоделировать свое поведение в ходе общения.

В современном мире общение носит деловой или формальный характер, поэтому в нашем мире многие чувствуют себя одинокими, недооцененными. В связи с этим эффективное общение имеет важное значение для всех людей, живущих в определенном социуме.

Функции эффективного общения:

  • способствует достижению взаимопонимания между людьми;
  • направляет поток передаваемой информации в нужное русло;
  • способствует преодолению барьеров между людьми для проведения открытой дискуссии.

Использование различных техник общения позволяет повысить его успешность, а также обеспечить положительный результат коммуникаций. Как правило, под техниками общения понимают совокупность действий и приемов, которые приводят к удовлетворению социально ценных потребностей. К таким потребностям можно отнести стремление к лидерству, потребность в познании и т.д.

Существуют такие универсальные приемы в общении, которые можно эффективно применять в любых сферах деятельности человека. Например, тактичность, вежливость, приветливость и т.д. Специфическая техника общения используется, когда нужно установить хорошие взаимоотношения с коллегами, партнерами и иными заинтересованными лицами.

Виды общения

Виды общения как тема привлекли внимание психологов, социологов, историков. Антуан де Сент-Экзюпери говорил, что самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения. Современные психологи, начиная со Второй мировой войны, проявляют значительный интерес к способам коммуникации. Так, например, бихевиористы были склонны рассматривать коммуникацию с точки зрения отношений стимул-реакция. К середине 1950-ых годов интересы психологов во многом был сосредоточен на аспектах различных типов сообщений. Психологи пытались выяснить, можно ли выявить что-то общее в общении у людей в целом.

В зависимости от средств, используемых для передачи информации от одного человека к другому, можно выделить вербальные и невербальные средства взаимодействия.

«Техники общения в психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Вербальная коммуникация характеризуется прежде всего тем, что содержание сообщения передается непосредственно через произносимые голосом слова, то есть люди слышат слова и формулируют соответствующие фразы в зависимости от того, что они сами воспринимают на слух.

Отличительной особенностью невербального общения является использование вспомогательных факторов, таких как: жесты, мимика, прикосновения к собеседнику во время разговора. Иногда ими можно сказать больше, чем словами. Зачастую человек воспринимает во время разговора не столько слова, сколько тон, которым они были произнесены. Все виды общения, в том числе и невербального, необходимы для достижения чувства доверия и взаимопонимания между людьми.

Техники общения

Можно выделить следующие техники общения:

  • Техника тишины: прием общения, основанный на сдержанности;
  • Аналогичные приемы в общении: станьте зеркалом своего собеседника;
  • Техника активного слушания;
  • Техника вербализации;
  • Перефразирование и т.д.

Рассмотрим некоторые из них.

Определение 2

Техника активного слушания – это одна из специальных техник, которая предполагает наиболее полное понимание самочувствия собеседника.

Можно выделить нерефлексивное и рефлексивное слушание. В первом случае в процессе коммуникации один человек говорит, а другой его внимательно слушает либо в полном молчании, либо с минимальным вмешательством в речь говорящего. Рефлексивное слушание предполагает использование таких простейших фраз, как: «да», «понимаю», «угу», «почему» и т.д. Зачастую этих фраз достаточно человек, поскольку каждый хочет быть прежде всего услышанным.

Для смягчения эмоционального фона делового и повседневного общения используется техника вербализации. Можно выделить следующие виды вербализации:

  • непосредственная вербализация собственных эмоциональных состояний партнера, которая предполагает прямое информирование собеседника о собственном эмоциональном состоянии или высказывание переживаний по поводу его чувств и эмоций;
  • косвенная (опосредованная) вербализация эмоций и чувств партнера, реализуемая посредством использования таких формулировок, как: Я понимаю, что это беспокоит вас», «Я чувствую, что вы чем-то расстроены»;
  • метафорическая вербализация эмоциональных состояний партнера, предполагающая использование аналогий, сравнение, сходств для понижения психического напряжения в общении;
  • вербализация общности с партнером. Здесь необходимо отметить, что подчеркивание общности с партнером должно быть релевантным (уместным), а также оно должно относится к деловой, профессиональной или личностной, персонифицированной зоне партнера. Например, в случае подчеркивания общности с собеседником посредством выделения личностных черт, эти черты необходимо воспринимать как его достоинства. В качестве примера вербализации общности с собеседником можно привести следующее высказывание: «Нам с вами, как творческим людям, присущи изобретательность и поиск нестандартных решений деловой проблемы»;
  • вербализация значимости партнера. Оптимизации эмоционального состояния в решении деловой проблемы можно достичь посредством использования вербализации значимости делового партнера. Зачастую «эмоциональный язык» деловых партнеров в межличностной коммуникации является неконгруэнтным. Чтобы получить правдивую обратную информацию следует отметить подчеркнуть ценность вклада партнера в нахождение оптимального варианта решения проблемы. Такое подчеркивание значимости будет способствовать смягчению напряженного эмоционального фона деловой коммуникации. Однако в этом случае есть необходимое условие. Формулировка высказывания должна быть убедительной и искренней. Например: «Ваша способность к быстрому нахождению решений в сложных экономических ситуациях вызывает восхищение»
Дата последнего обновления статьи: 30.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot