Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие и становление личности в старшем дошкольном возрасте

Старший дошкольный возраст, является центральным этапом формирования личности человека. Данный период характеризуется ускоренным развитием психических процессов и свойств личности, возникновением личностных новообразований таких как:

  • установление соподчинения мотивов;
  • усвоение определенных нравственных норм и правил;
  • формирование регуляции и произвольности поведения.

В этот период развитие и становление личности непосредственно связано с процессом формирования самосознания.

Определение 1

Cамосознание личности - это не только процесс познания себя, но и определенное отношение к самому себе: к своим личностным качествам и состояниям, физическим и духовным возможностям.

Таким образом, мы видим, что самосознание личности тесно связано с понятием самооценки.

Процесс формирования самосознания заканчивается именно к концу дошкольного возраста. Он является центральным новообразованием детей дошкольного возраста и происходит благодаря активному и целенаправленному интеллектуальному и личностному развитию. Центральное место в формировании самосознания занимает самооценка, являющаяся сложным, многоуровневым процессом, тесно связанным с определенным уровнем притязаний.

Определение 2

Самооценка – это личностное новообразование, которое принимает участие в регуляции поведения и деятельности человека, его представление о важности своей личности, оценка себя, своих недостатков и достоинств, качеств и чувств.

Дошкольный возраст является начальным периодом осознания ребенком самого себя, мотивов своего поведения и потребностей в социальном мире. Именно поэтому в данный период огромное значение имеет процесс формирования основ дифференцированной адекватной самооценки. Успешное ее формирование позволяет ребенку адекватно оценить себя, рассчитывать свои силы, соответствовать требованиям социальной среды и самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

«Особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Все перечисленные выше способности помогают не только успешному формированию адекватной самооценки ребенка, но и формированию гармонично развитой личности в целом.

Направления развития самооценки в старшем дошкольном возрасте

Существует несколько направлений развития самооценки в дошкольном возрасте:

  1. возрастает объем качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребенком;
  2. происходит переход самооценки от общей к дифференцированной;
  3. возникает временная оценка себя и своих действий, которая проявляется в способности ребенка к целеполаганию и построению планов.

Развитие самооценки начинается с оценивания детьми своих знаний, умений и навыков. Качества своей личности в этот период оцениваются детьми менее объективно. Для дошкольников свойственно переоценивание себя.

К старшему дошкольному возрасту возникает более адекватное осознание своих достоинств и недостатков, с учетом отношения к ним со стороны окружающих.

К окончанию периода дошкольного возраста баланс между эмоциональным и когнитивным компонентами гармонизируется. Формируются наиболее благоприятные условия для развития когнитивных компонентов самооценки ребенка и для более осознанного отношения ребенка к себе. Старший дошкольный возраст является важнейшим этапом для формирования и становления самооценки ребенка, ее дальнейшего развития и влияния на становление личности.

Функции самооценки в старшем дошкольном возрасте и условия ее развития

Существуют определенные функции самооценки, среди которых основными являются:

  • регуляторная функция, в основе которой лежит способность к решению задач личностного выбора;
  • защитная функция, обеспечивающая независимость и стабильность личности;
  • функция развития, основой которой выступает идея о том, что адекватная и сформированная самооценка это толчок к полноценному развитию личности.

Выделяют четыре условия, которые влияют на развитие самосознания в старшем дошкольном возрасте:

  1. имеющийся опыт общения ребенка с родителями;
  2. особенности общения со сверстниками;
  3. индивидуальный опыт общения с окружающими;
  4. уровень умственного развития ребенка.

В старшем дошкольном возрасте происходит процесс отделения своей личности от оценки другого. Осознание дошкольником своих возможностей в данный период происходит не только на основе общения со взрослыми или сверстниками, но и собственного опыта практических действий.

Однако большую роль в развитии самооценки у детей данной возрастной группы продолжает играть общение со сверстниками. При обмене оценками друг с другом возникает определенное отношение к другим детям и развивается способность видеть глазами другого человека, как бы со стороны. Способность ребенка оценивать результаты своей деятельности напрямую зависит от его умения анализировать результаты деятельность окружающих сверстников. Именно в общении со сверстниками формируется способность оценивать другого человека, что и стимулирует возникновение самооценки.

Замечание 1

Основным достижением дошкольного возраста является сформированная, эмоционально положительная самооценка, которая обеспечивает готовность ребенка к началу обучения в школе.

Она опирается на умение адекватно и правильно оценивать успешность своих действий, оценки окружающих, одобрение родителей. Способность к адекватной самооценке дает ребенку правильный ориентир в его общении с окружающими.

Самооценка - это сложный продукт развития осознанной деятельности ребенка. В период старшего дошкольного возраста в общении ребенка со взрослым появляется стремление к осознанию правильности не только внешних действий, но и внутренних состояний. Осознание своих собственных переживаний возникает через проговаривание своих чувств вслух и переосмысление их значения для самого себя.

Процесс развития самооценки и самосознания является одним из основных новообразований дошкольного возраста. Таким образом, в период старшего дошкольного детства формируется собственное миропонимание, включающее в себя представления о мире, отношение к нему и отношение к самому себе в этом мире.

Дата последнего обновления статьи: 12.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot