Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эксперименты в когнитивной психологии

Понятие эксперимента и его особенности

Один из базовых методов в когнитивной психологии – эксперимент – постепенно возвращается в арсенал исследователей. В свое время эксперимент вытеснили описательные методы: тесты, опросники, наблюдения.

Действительно, владение нормативами экспериментального метода свидетельствует о профессиональном уровне психолога, ставит его на ступень выше тех коллег, чей инструментарий ограничивается психодиагностикой. В отличие от других методов, эксперимент, дает возможность установления причинно-следственных связей. Результаты таких исследований позволяют формулировать выводы о том, какие именно механизмы лежат в основе психологических феноменов, вызывают их возникновение и влияют на развитие.

Возвращение к эксперименту требует детального пересмотра базовых требований к теории и практике исследовательской работы психолога, систематизации методологических принципов.

Эксперимент признается главным методом в современной когнитивной психологии. Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий и преднамеренного вызывания изучаемого психического явления. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого.

Замечание 1

Эксперимент отличается от наблюдения, тестирования, корреляционного исследования, биографического и других методов по следующим критериям: наличие целенаправленного экспериментального воздействия, контроль воздействия и регистрация его результатов.

Положительные и отрицательные черты эксперимента

Положительными чертами эксперимента в психологии являются следующие:

  1. В отличие от метода наблюдения, в эксперименте исследователь занимает активную исследовательскую позицию – это означает, что он сам создает необходимые условия для вызывания изучаемого процесса, свойства, состояния.
  2. Возможно неоднократное повторение эксперимента, следовательно, имеется возможность уточнить и проверить первоначально полученные данные. Особенно важно, что можно видоизменять ряд условий и таким образом определять их влияние на изучаемые явления.
  3. При постановке эксперимента может быть собран большой фактический материал за счет охвата большого числа испытуемых.
  4. По сравнению с наблюдением, исследователь получает более достоверные и объективные данные, так как используемые экспериментальные методики всегда содержат четкие критерии фиксации и обработки данных.
  5. Итоги каждого отдельного показателя могут быть зафиксированы в протоколе в простой и краткой форме. В самом примитивном случае результаты отмечаются знаками «+» и «–» (наличие – отсутствие интересующего феномена, правильное решение – неправильное и т. п.). Сравнительная простота фиксации фактов упрощает обработку записей, так как данные эксперимента более однотипны, идут в одной и той же строго предусмотренной последовательности. Кроме того, результаты эксперимента выражены в числовых показателях, что дает возможность разносторонне их сравнивать и обобщать, применять разные способы статистической обработки.
«Эксперименты в когнитивной психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Вместе с тем эксперимент как метод изучения психики имеет и некоторые недостатки:

  1. Поскольку исследователь сам вызывает изучаемое явление, то исчезает естественность протекания его у респондента. Испытуемые должно отвечать на вопросы, совершать порой совершенно незнакомые, непонятные им действия и т. п.
  2. Эксперимент не позволяет создать целостное представление о личности человека, поскольку внимание экспериментатора акцентируется на изучаемом психологическом факте.
  3. При проведении эксперимента, в отличие от наблюдения, необходима более длительная и тщательная подготовка: разработка программы проведения эксперимента, подбор исследовательских методик, стимульного материала к ним и др.
  4. Проведение эксперимента требует специальной подготовленности исследователя, овладения техническими навыками, элементарными приемами вариационной статистики.
Замечание 2

Отмеченные недостатки экспериментального метода присущи не всем видам эксперимента в одинаковой мере.

В современной психологии применяют различные виды экспериментов.

Выделяют лабораторный и естественный эксперимент.

Для решения задач исследования в детской психологии, как и в общей, используются констатирующий и формирующий эксперименты.

Условия и требования, предъявляемые к проведению эксперимента

Организация эксперимента также требует соблюдения ряда условий:

  1. Необходимы, прежде всего, предварительная постановка цели, задач, гипотезы исследования, определение объекта, предмета исследования и контингента испытуемых.
  2. Знакомство с испытуемыми должно осуществляться обязательно до начала проведения эксперимента.
  3. Следует тщательно разработать методику проведения эксперимента, изготовить материал для исследования в точном соответствии с рекомендациями, содержащимися в методике (например, карточки с изображением предметов для запоминания).
  4. Должны быть тщательно продуманы как обстоятельства, в которых будет осуществляться эксперимент, так и форма его проведения (индивидуальная или совместно с группой). Помещение должно быть знакомым ребенку и не должно содержать отвлекающих предметов.
  5. Инструкцию и процедуру проведения необходимо знать наизусть. Эксперимент всегда предполагает стандартное его проведение, поэтому нельзя вносить в него какие-либо изменения, искажать инструкцию, повторять ее большее число раз, нежели это предусмотрено методикой. Произносить инструкцию следует с одинаковой для всех участников эксперимента интонацией, одинаковой силой голоса, без выделения голосом отдельных слов.
  6. В ходе обследования не рекомендуется обращать внимание человека на допускаемые им ошибки, хвалить за правильность выполнения задания, критиковать за недочеты. Это связано с тем, что оценка экспериментатора может повлиять на отношение к заданию, а значит, и на его результат.
  7. Необходимо внимательно следить за физиологическим и эмоциональным состоянием человека, при появившихся признаках утомления, излишнего возбуждения, скуки лучше прервать опыт и провести его в другой раз.

Основные требования к экспериментальным методам:

  • доступность для определенного возраста;
  • точность, однозначность, понятность инструкций;
  • дискриминабельность, которая характеризуется существенными различиями в результатах выполнения заданий разными детьми;
  • надежность, что означает устойчивость показателей у одного и того же ребенка, отсутствие влияния элементов случайности.
Дата последнего обновления статьи: 07.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot