Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование самооценки у подростков

Понятие и виды самооценки

Определение 1

Самооценка – это уровень понимания самого себя, оценивание своей личности, своих отрицательных и положительных качеств, часть Я-концепции.

У человека, который любит сам себя, самооценка будет выше и адекватнее. Самооценка является очень значимым показателем, оказывающим влияние на жизнь человека. Уверенность человека в собственных силах и своих достоинствах, помогает ему добиваться успеха и, наоборот, чувство вины и стыда, неоправданная стеснительность не дают проявляться и реализовываться внутренним потребностям.

В детстве идет формирование базовой самооценки, которая со временем изменяется и подлежит коррекции.

Самооценка оказывает влияние на поведение и развитие личности, на взаимоотношения с другими людьми, выполняя при этом регуляторную и защитную функции. Она создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха. Стабильность и автономность личности обеспечивает её защитная функция.

Как отмечает И.Я. Зимняя, самооценка развитой личности образует сложную систему – она определяет характер самоотношения человека и включает общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, принятие или непринятие себя, частные самооценки отдельных сторон своей личности.

Психология выделяет три вида самооценки:

  • адекватную,
  • неадекватную,
  • смешанную.

При адекватной самооценке человек трезво осознает свои слабые и сильные стороны, знает свои возможности и потребности, трезво определяет внутренний потенциал. Его самооценка совпадает с реальной действительностью. Личность с адекватной самооценкой способна к самокритике, устранению своих недостатков и культивированию сильных сторон.

Неадекватная, значит, искаженная самооценка, т.е. мнение человека о себе не совпадает с реальной действительностью. Самовосприятие при неадекватной самооценке может быть завышенным или заниженным. В первом случае, он полагает, что обладает не присущими ему качествами, а во втором случае, он не принимает себя совсем. В любом случае неадекватная самооценка мешает профессиональным достижениям и коммуникации.

«Формирование самооценки у подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Что касается смешанной самооценки, то в разные периоды жизни человек по-разному относится к себе – то проявляет уверенность, то становится слабым, закомплексованным. Например, можно быть уверенным в своей профессии и хорошо в ней реализоваться и считать себя в личной жизни недостойным своего партнера.

Поскольку самооценка закладывается с раннего детства, то большое значение при этом имеют родители, показывающие свою любовь ребенку. Безусловная любовь не зависит от хорошего поведения, ребенка любят за то, что он есть, а не потому что он убрал игрушки или получил хорошую отметку. В противном случае, будучи взрослым, он будет считать, что любить просто так нельзя, хорошее отношение надо заслужить.

В зрелом возрасте самооценка может упасть, например, человек много и хорошо работает, а карьерного роста не происходит. В этом случае, могут появиться сомнения в способностях. При нормальной изначально самооценке причина будет найдена, а если первоначально самооценка была невысокой, то она может упасть ещё ниже.

Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте

Как считает П. С. Немов, формирование самооценки зависит от особенностей конкретного возрастного периода.

В своем учебнике по психологии он отмечает, что активный процесс познавательного развития идет в детском и подростковом возрасте. Рост сознания и самосознания ребенка в эти годы становится особенно заметным.

Самооценка подростков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Самооценка подростков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Формирование самооценки рассматривается с различных точек зрения в целом ряде концепций.

Концепция Д.Б. Эльконина связывает подростковый возраст с возникающими новообразованиями из предшествующего периода. Особенности развития в этом возрасте проявляются в трудных отношениях с взрослыми – негативизм, упрямство, уход из школы, стремление в компанию сверстников.

Развитие самосознания выражается в изменении мотивации учения, общения, труда. «Детские мотивы» теряют свою побудительную силу, и на их место приходят новые «взрослые» мотивы. В результате происходит переосмысление содержания, целей и задач деятельности. На второй план отодвигаются или изживают себя те мотивы, которые прежде выполняли ведущую роль, например, игра. Начинается новая стадия психического развития.

В подростковом возрасте, с точки зрения М.А. Зимней, особое внимание уделяется самоконтролю деятельности. Сначала это контроль по результату, а затем процессуальный контроль, т.е. способность выбирать и избирательно контролировать любой шаг в деятельности. Способность планировать свою деятельность у многих ещё отсутствует, но есть стремление к саморегуляции и проявляется это в том, что интересная и захватывающая деятельность может удерживать внимание подростка в течение длительного времени и поддерживать высокий темп работы.

В подростковом возрасте, считает Л.И. Божович, развиваются процессы самосознания и самоопределения, ломаются и перестраиваются все отношения подростка к миру и к самому себе. В конечном итоге, подросток приходит к той жизненной позиции, которая будет началом его самостоятельной жизни.

Изменения в этом возрасте происходят в различных сферах психики, а кардинальные изменения касаются мотивации. На первом плане находятся мотивы, связанные с формированием мировоззрения.

Для структуры мотивов характерна иерархическая система. На основе ведущих, значимых, ставших для подростка ценными мотивами, есть определенная система соподчиненных различных мотивационных тенденций. В подростковом возрасте механизм действия мотивов возникает на основе цели, поставленной уже сознательно.

По мнению Л. И. Божович, главное новообразование подросткового возраста, который называют переходным, находится в мотивационной сфере, с которой связано нравственное развитие личности.

Особенности подросткового возраста, таким образом, обуславливают пути формирования самооценки в эти возрастные периоды.

Формирование самооценки в детском возрасте

Замечание 1

Важнейшим фактором развития личности ребенка является правильное формирование самооценки. На её формирование большое влияние оказывают окружение ребенка, его собственная деятельность и оценка результатов.

Когда ребенок свою деятельность не умеет анализировать, а со стороны взрослых оценка низкая, то возникают острые аффективные переживания, возникает много отрицательных форм поведения. Если ситуация сохраняется длительный период, то отрицательные формы поведения становятся устойчивыми качествами личности.

Активные действия ребенка, самонаблюдение и самоконтроль способствуют формированию самооценки.

Общение со сверстниками, игры и занятия ставят ребенка в ситуацию, когда он должен посмотреть на себя, оценить свои умения, проявить какие-либо свои качества.

На начальном этапе он оценивает свои физические возможности – «я большой», «я сильный», а затем начинает осознавать и оценивать поступки, практические умения, моральные качества.

До семилетнего возраста ребенок поступает в соответствии с переживаниями, которые для него являются в данный момент актуальными. Эта условная схема выглядит как «захотел-сделал».

Наивность и непосредственность говорят о том, что ребенок одинаковый как внешне, так и «внутри» и его поведение легко читается.

В старшем дошкольном возрасте в его поступки включаются интеллектуальные моменты, поведение становится осознанным. Он осознает, как окружающие относятся к нему и как он к ним, к самому себе.

Осознание своего социального «Я» – это важнейшее достижение старшего дошкольника. Ребенок в этом возрасте начинает осознавать расхождение между своим положением среди других людей и реальными возможностями и желаниями. Возникает стремление занять более «взрослое» положение и выполнять важную деятельность для себя и других людей.

С осознанием своего места среди других начинает формироваться внутренняя социальная позиция, идет обобщение своих переживаний, формирование устойчивой самооценки.

В основе положительной самооценки лежит самоуважение, ощущение собственной ценности.

Отрицательная самооценка говорит о неприятии себя, негативном отношении к себе.

В старшем дошкольном возрасте видна способность анализировать свою деятельность, соотносить свое мнение с мнением окружающих, поэтому самооценка становится более реалистичной и приближается к адекватной.

Отклонением в развитии личности рассматривается заниженная самооценка у дошкольников.

У младших школьников учебная деятельность является ведущей, от хода которой в значительной степени зависит формирование самооценки – она связана с успеваемостью.

Учение с первых месяцев прихода ребенка в школу начинает корректировать формирование личности.

Дата последнего обновления статьи: 22.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot