Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ценности как мотивационное образование

Ценности и ценностная ориентация в мотивационном процессе

Определение 1

Ценности – это представления субъекта, класса, общества или социальной группы о важных и главных целях в жизни и профессиональной деятельности, а также об основных методах и средствах их достижения.

Определение 2

Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

К ценностям может быть отнесено все, что значимо для человека или общества. В этой связи ценности могут быть духовные, материальные, политические, социальные и т.п. Формирование ценностей осуществляется под воздействием интересов и потребностей человека, но при этом они не копируют их.

Для разных людей, относящихся к разным социальным слоям, имеющим различный уровень образования и т.д., одни и те же явления и объекты могут иметь разную значимость. То есть, направленность личности на определенные ценности зависят от уровня культуры, социального положения и окружающего человека общества. Именно они выступают в качестве ориентира при формировании ценностей. Так, для сотрудников одной организации могут быть свои разные ценности, для кого-то ценность представляет материальный достаток, а для кого-то творческий характер труда и его условия. Аналогично и в обществе, кому-то важны духовные ценности, а кому-то важнее материальное благополучие и финансовый достаток.

Замечание 1

Содержание ценностей в обществе определяется его развитостью и культурой, уровнем нравственной и духовной жизни, а также общественного сознания.

Специфическая форма ценностей представлена общественными идеалами, то есть представлениями о том, каким должен быть идеальный человек (гражданин, член общества и т.д.), идеальный сотрудник организации и профессионал своего дела. Именно в ценностях выражается значимость деятельности, которая выступает связующим звеном между настоящим и будущим человеком, мотивируя его на достижение высоких целей. То есть, ценность и ценностные ориентации выступают в качестве основы мотивационных процессов человека.

«Ценности как мотивационное образование» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение 3

Мотивационный процесс – это процесс, который выстраивается и формируется вокруг потребностей человека, выступающих в качестве основного объекта воздействия с целью побуждения на выполнение определенных действий или демонстрацию необходимого поведения.

В общем виде мотивационная потребность представляет собой ощущение недостатка в чем-либо, имеющее индивидуализированный характер при общности характера проявления.

На основании индивидуальных и общественных ценностей человек судит об окружающей его действительности, дает оценку своим и чужим поступкам. Кроме того, именно ценности обогащают и дополняют мотивацию деятельности человека (учебную, профессиональную, трудовую и т.д.), обуславливая его поведение не только интересами и потребностями, но и принятой системой общества. Так, если определенное действие или поступок человека не входят в систему личных и общественных ценностей, то они не могут быть совершены. Кроме того, необходимо отметить и то, что именно ценностная мотивация способствует формированию у человека новых ценностей.

Мотивация поведения и поступков человека обусловлены принятой в обществе системе ценностей, а также социальными нормами и правилами. Так, если ценности задают конкретное направление поведению человека и его мотивации, то нормы регулируют конкретные действия и поступки.

Например, если в качестве ценности у человека выступает разнообразный, творческий и содержательный труд, то нормой в данном случае будет поиск соответствующего места работы.

Роль ценностей в мотивационном образовании

Определение 4

Мотивация – это побуждение к выполнению определенного действия, представляющее собой психофизиологический процесс, осуществляющий управление поведением человека, задающий его организацию, направленность, устойчивость и активность.

Мотивация представляет собой способность человека посредством собственной деятельности удовлетворять свои потребности.

Определение 5

Мотивационные образования – это результат степени осознания причин возникшего побуждения на выполнение определенной деятельности, а также уровень удовлетворения собственных потребностей (достижение конкретно поставленных целей).

Ценности представляют собой определенный объект, имеющий трансцендентный характер по отношению к индивидуальному сознанию и собственной деятельности. Именно ценности выступают в качестве одного из факторов формирования мотивационного образования личности. В этой связи о ценности могут быть представлены в следующих формах:

  1. Ценность представляет собой определенный общественный идеал, который был выработан общественным сознанием, содержащим в нем абстрактное представление о том, что и в какой сфере жизни должно быть. В этой связи к данной группе относятся так называемые «истинные» или «вечные» ценности (красота, истина, справедливость и т.д.), а также конкретно-исторические ценности (равенство, патриархат, демократия и т.д.).
  2. Ценность, которая может быть представлена в объективированной форме, то есть в виде произведений духовной и материальной культуры, либо определенных человеческих поступков, предметных воплощений и ценностных идеалов (этические, эстетические, политические, правовые и т.д.).
  3. Социальные ценности, которые преломляются через индивидуальную призму жизнедеятельности конкретного человека и входят в психологическую структуру его личности, тем самым выступая в качестве источника мотивации его поведения.

Каждый человек имеет свою индивидуальную и специфическую иерархию ценностей, которая представляет собой связующее звено между духовным миром личности человека и культурой окружающего его общества, а также между индивидуальным и общественным бытием. Система их складывается в процессе деятельностного распредмечения индивидами содержания ценностей общественных, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для ценностей личностных характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ориентации ценностных и служат важным фактором регуляции социальной взаимоотношений людей и поведения индивида.

Дата последнего обновления статьи: 12.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot