Структура программы
Структура программы на языке Turbo Pascal 7.0 содержит разделы:
-
Раздел объявлений.
Данный раздел содержит:
-
Раздел процедур и функций.
-
Раздел основного блока программы.
Рассмотрим структуру программы на конкретном примере.
Создадим новый файл в окне редактора, программу «Hello, World!», которая содержит приветствие для пользователя:
program Hello_World;
uses CRT;
var Name: string;
begin
ClrScr;
Write (‘Введите ваше имя: ‘);
ReadLn (Name);
WriteLn (‘Привет, ‘, Name, ‘!’);
ReadLn;
end.
В первой строчке программы содержится название — «Hello_World», служебный оператор program указывает на название программы, что не является обязательной конструкцией. Затем подключаем дополнительные модули, об этом говорит служебное слово uses. В приведенном листинге программы подключен модуль CRT, который выполняет функцию работы с экраном в текстовом режиме.
Строка, содержащая оператор var, указывает на то, что здесь описаны переменные, которые используются в программе. В листинге объявлена одна переменная Name строкового типа (string). Эта переменная предназначена для хранения имени, введенного пользователем.
Затем в листинге используется служебный оператор begin, который указывает на начало тела программы.
В последующих пяти строках заключен смысл всей программы, выполняющей последовательность действий:
- Происходит очищение экрана от прежней информации (ClrScr;).
- Затем выводится просьба пользователя о вводе имени (Write (‘Введите ваше имя: ‘);).
- Ожидается введение информации пользователем в переменную Name (ReadLn (Name);).
- Выводится на монитор приветствие (WriteLn (‘Привет, ‘, Name,’ !’);).
- Программа ожидает действий от пользователя по нажатию клавишы Enter, чтобы завершить программу (ReadLn;).
В последней строчке программы содержится оператор end с точкой в конце, что свидетельствует об окончании программы.
В листинге можно использовать и комментарии. Они относятся к невыполняемой части программы, которая не компилируется в машинные коды. Комментарии составляет программист, чтобы пояснить работу программы, её элементы, операторы и пр.
Комментарий можно оформить следующим образом:
- в виде произвольного текста, ограниченного с обоих сторон фигурными скобками - {}, (иногда комментарий может содержать несколько строк);
- в виде произвольного текста, идущего следом за двойным знаком «//» (в этом случае комментарий может содержать только одну строку).
Приведем несколько советов для начинающих программистов:
- Прежде чем приступить к написанию программы, четко определитесь с тем, что является исходными данными и какой результат нужно получить в ходе выполнения программы.
- Тип переменных необходимо выбирать, учитывая диапазон и требуемую точность представления данных.
- Давать имена переменным рекомендуется такие, чтобы они отражали их назначение.
- При использовании в программе ввода с клавиатуры вставляйте в код программы строку, содержащую приглашение, а выводимые результаты сопровождайте пояснением.
- До запуска программы рекомендуется подготовить тестовые примеры, которые будут содержать первоначальные данные и предполагаемые результаты. Проверить реакцию программы можно путем ввода некорректных исходных данных.
- При записи выражений необходимо обращать внимание на приоритет операций.
Операторы языка
Оператор – это простейшая структурная единица программы, которая предназначена для фиксирования алгоритмических действий, посредством которых будут преобразовываться данные, и для определения порядка выполнения этих действий.
Операторы работают в режиме автоматического последовательного выполнения в программе и отделяются друг от друга символом «;».
Операторы бывают:
- простыми, т.е. не содержащими в себе других операторов;
- составными, т.е. включающими в свой состав дополнительные операторы.
Оператор присваивания ( := )
С помощью него присваивается переменной новое значение. Формат:
: =
Значение, которое присваивается, или выражение должны быть совместимы с типом переменной.
Примеры:
- $X:=Pi; $
- $Y:=Sqr(Z*Z+T*T)$;
- $Bool:=(I>1)or( I
Операторы ввода данных
Данные операторы используются пользователем для ввода исходных данных в программу и имеют вид:
Read(x,y,z,...);
Readln(x,y,z,...);
где: x,y,z,... - имена переменных.
Приведенные операторы позволяют пользователю вводить значения с клавиатуры и присваивают их переменным x,y,z,....
Оператор Readln (x,y,z,...) отличается от Read(x,y,z,...) тем, что после ввода последней переменной курсор переводится в начало новой строки.
Можно использовать оператор ввода без параметров: Readln, который ставится перед последним оператором end., чтобы остановить программу и показать пользователю её результат.
Операторы вывода данных
Для вывода данных на экран можно использовать следующие операторы:
- Write (x,y,z,...);
- Writeln (x,y,z,...);
- Writeln.
Где: x,y,z,... - имена переменных, вводимых с клавиатуры.
С помощью оператора Write(x,y,z,...) выводятся на экран значения переменных x,y,z,... в одну строчку.
С помощью оператора Writeln (x,y,z,...) помимо вывода на экран значений x,y,z,... переводится курсор в начало новой строки после вывода последнего значения.
С помощью оператор Writeln осуществляется пропуск строки, содержащей курсор, к началу новой строки.
В операторах вывода можно указывать на ширину поля, которое отводится для записи значения в явном виде:
- Write (y:m:n,x:k:l,...);
- Writeln (y:m:n:,x:k:l,...).
Где:
m и k – это количество позиций, которые отводятся для записи целой части значения переменных y и x;
n и l – это количество позиций, которые отводятся для записи дробной части чисел y и x.
Например:
Write('Сумма = ',Sum); {вывод на экран текста «Сумма = », затем значения суммы, которое хранится в переменной Sum} Writeln('Введите ',I,'-й элемент: ').