Прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления
Органами местного самоуправления являются выборные органы, которые осуществляют властные полномочия на местах и не входят в структуру государственных органов.
В современный период становления российской системы органов местного самоуправления, особенно актуальными становятся вопросы, касающиеся организации контроля и надзора за деятельностью данных органов и их должностных лиц.
Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления может осуществляться в рамках достаточных для достижения целей соблюдения правовых норм в их деятельности, что согласуется с одной из статей Европейской хартии местного самоуправления.
Факторы, благоприятствующие правонарушениям органами местного самоуправления
Современные исследователи в области юриспруденции выделяют две группы факторов, которые способствуют принятию незаконных решений органами местного самоуправления и их представителями:
- Группа факторов субъективного порядка, которая включает в себя недостаток правовых знаний при осуществлении правотворческой деятельности;
- Группа факторов объективного порядка, которая подразумевает наличие противоречий и иных правовых проблем в уже существующей законодательной базе.
Рамками законодательства федерального уровня закреплено, что органы прокуратуратуры и иные органы, которые уполномочены вести контрольную и надзорную деятельность за органами местного самоуправления и их работниками, осуществляют надзор за исполнением ими действующего законодательства.
Как указывают современные исследователи права, прокурорский надзор является одной из наиболее эффективных форм контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Проблемы и цели прокурорского надзора за органами местного самоуправления
Одним из главных принципов нормального функционирования и развития демократического государства является законность, а гарантом его обеспечения в современном государстве выступает система органов прокуратуры.
Основной целью создания прокуратуры, еще во времена Петра I, было осуществление надзорной деятельности за государственными органами власти. На сегодняшний день сфера деятельности прокуратуры расширилась, но надзор за деятельностью государственных органов остался основной целью.
В условиях современной российской действительности органы прокуратуры могут поддерживать соблюдение баланса между конституционными правами населения и полномочиями органов местного самоуправления с точки зрения законности.
Согласно Указу Президента РФ №1370, где закреплены основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления, указаны несколько основных проблем его становления, которые непосредственно связаны с качеством надзорной деятельности органов прокуратуры. Среди них особо выделяют следующие проблемы:
- Наличие несогласованности, отсутствие единой системы законодательства касающейся данных органов;
- Наличие правовых норм, которые противоречат основному закону страны;
- Отсутствие полноты и последовательности в регулировании вопросов, которые непосредственно связанны с организацией деятельности данных органов;
- Наличие правонарушений законодательной базы, касающейся работы данных органов управления;
- Отсутствие четкого разграничения полномочий между местными и федеральными органами управления;
- Отсутствие достаточной самостоятельности органов местного самоуправления в финансово-экономической области;
- Отсутствие отлаженных механизмов судебной защиты данных органов управления.
Таким образом, поставленные цели соответствуют реальным проблемам, существующим в данной области.