Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Правотворчество и законотворчество

Понятие правотворчества

Замечание 1

Правотворчество — это деятельность государственных органов, направленная на принятие, изменение, совершенствование или отмену юридических норм. Правотворчество знаменует возведение государственной воли в закон.

Правотворчество является формой государственного управления обществом, осуществляется государственными органами вне зависимости от типа государства, его задач, организации и форм осуществления государственной власти. Субъектами правотворчества являются государственные структуры и органы, наделенные необходимыми полномочиями для принятия законов. Правотворчество осуществляется в рамках предусмотренных процессуальных норм и является средством управления обществом, проявлением государственной деятельности.

В РФ только представительные и исполнительные органы власти могут издавать нормативно-правовые акты (законы, постановления, указы). Нормативные акты обладают разной юридической силой (в зависимости от места издавшего их органа в механизме правового регулирования).

Содержание правотворчества — это последовательные организационные действия. Начальным этапом правообразования является потребность в регулировании конкретных общественных отношений. Государство может самостоятельно издать нормативный акт, официально признать определенное общественное отношение юридическим, официально закрепить в качестве юридической нормы сложившийся правовой обычай.

Способы правотворческой деятельности:

  • непосредственная деятельность уполномоченных государственных органов по правоустановлению;
  • санкционирование государственными органами норм, сформированных в форме обычаев или разработанных негосударственными организациями;
  • референдумы (непосредственное правотворчество граждан).

Полномочия на правотворчество регламентированы Конституцией РФ, законодательством. В РФ правом принятия нормативных правовых актов обладают: Совет Федерации, Государственная Дума, представительные органы субъектов РФ, органы местного управления. Правотворческими органами являются Правительство, Президент, министерства, ведомства, главы администраций.

«Правотворчество и законотворчество» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Принципы правотворчества:

  • законность;
  • научность;
  • гласность;
  • демократизм;
  • профессионализм;
  • оперативность.

Принципы правотворчества являются руководящим началом, положения деятельности, обуславливающие с принятие, отмену или замену юридических норм.

Особенности законотворчества

Законотворчество — это основная составляющая правотворческого процесса.

Этапы законотворческого процесса:

  • неофициальный — разработка и подготовка нормативного правового акта;
  • официальный — принятие нормативного правового акта.

До начала подготовки проекта закона проводятся предварительные работы, направленные на выявление потребности в принятии нормативного акта и соответствия целям правового регулирования. Перед началом разработки каждого проекта подготавливается справка о действующем правовом регулировании рассматриваемого вопроса в РФ и в иных странах.

На начальной стадии выделяются основные положения нормативного акта, которые должны решить поставленные задачи. При подготовке первоначального текста формируются специальные комиссии, ответственные за законопроект, проводится юридическая экспертиза. Предварительное обсуждение происходит с широким кругом субъектов. Наиболее важные законопроекты выносятся на референдум. Проект окончательно редактируется после учета всех предложений и замечаний.

Стадии принятия нормативного правового акта:

  1. Законодательная инициатива. Внесение проекта нормативного акта в нижнюю палату парламента, экспертиза законопроекта на актуальность предмета регулирования, целей и задач законотворчества на данном этапе развития, определение экономической обоснованности принятия нормативного акта. Если комитет по законодательству дает положительное заключение, то проект нормативно-правового акта включается на рассмотрение в повестку дня заседания ГД.
  2. Обсуждение законопроекта. В ГД заслушивается доклад инициатора внесения законопроекта. Как правило, обсуждение законопроекта проходит два или более чтений, при которых рассматривается общая концепция закона (первое чтение) и вносятся поправки (второе чтение). Устраняются все пробелы и неточности. Законопроект как закон принимается в третьем чтении, внесение поправок уже невозможно.
  3. Принятие закона. Происходит в третьем чтении путем голосования. Если закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, то он считается одобренным по истечении 14 дней и направляется Президенту на подписание.
  4. Подписание закона Президентом. Происходит в течение 14 дней, после чего закон обнародуют. При использовании Президентом права вето палаты парламента вправе его преодолеть, приняв закон в прежней редакции большинством голосов. Тогда Президент должен подписать закон в течение 7 дней.
  5. Опубликование закона. После подписания федерального конституционного или федерального закона Президентом, нормативно-правовой акт вступает в юридическую силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования (если закон не устанавливает иного порядка вступления в силу). В соответствии с Конституцией, неопубликованные законы не применяются.

Соотношение правотворчества и законотворчества

Правотворчество и законотворчество — тесно взаимосвязанные, но различные явления правовой жизни общества. Процесс правотворчества охватывает формирование и принятия всего многообразия нормативно-правовых актов. Результатом правотворчества являются законы, подзаконные нормативные правовые акты, юридические прецеденты, нормативные договоры. Результатом законотворчества выступают только законы.

Правотворчество заключается в формировании права как институционального образования правовой действительности, а законотворчество является деятельностью специальных субъектов права по созданию законов. Правотворчество завершает процесс правообразования, приводит к появлению основных источников права. Стратегия правотворчества — искусство создания правовой основы развития общества с помощью правового закона. Основа данной стратегии лежит в плоскости создания правовых законов, основанных на началах гуманизма, нравственности, справедливости, соответствующих демократическим принципам права, общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции РФ.

Дата написания статьи: 22.08.2021
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot