Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование административного судопроизводства в России

Зарождение и становление административного судопроизводства в России

Замечание 1

Административное судопроизводство — это система процессуальных действий органов суда, субъектов, принимающих участие в деле и иных участников судебного процесса, которые регулируются нормами административного процессуального права при разрешении дел административного производства.

Первые признаки административной юстиции стали появляться в 0-70 гг. 19 века одновременно с судебной реформой 1864 г. Отдельные члены Государственного Совета указывали, что необходимы учреждения, которые могли бы решать все, возникающие споры по делам управления, пререкания, проблем судебно-административного свойства. Отделение административной власти от судебной, создание городских и земских органов самоуправления усилило необходимость судебного контроля деятельности городской и земской администрации.

В губерниях в 70-90-х годов начали создаваться судебно-административные присутствия, предназначенные для разбора жалоб и обращений частных лиц на городские, земские и другие местные власти.

Сенат являлся высшим органом, осуществляющим надзор за органами управления. Сенат выполнял функции высшего органа административной власти. Большое значение в Сенате принадлежало Первому департаменту, ведающему административно-судебными делами, он был наделен полномочиями органа административной юстиции. Первый департамент разбирал конфликты между властью и гражданами, рассматривал обоюдные жалобы и разрешал пререкания органов власти.

Развитию института административной юстиции способствовали теоретические исследования. Административный суд рассматривали как «особое разбирательство», которое учреждалось по спорным вопросам, рассмотрение которых обыкновенным судам законодательством не предусмотрено.

Элементы административного суда появились вследствие судебных уставов 1864 года, которые вверили разбирательство споров между органами государства и частными лицами общим судам, в отдельных случаях — мировым судьям.

«Формирование административного судопроизводства в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В 1879 году в свет вышла монография «Административная юстиция в Западной Европе» Н.О. Куплевского. Этот труд усилил внимание российских юристов к вопросам административной производства. В кон. XIX — нач. XX вв. все учебники полицейского права содержали раздел об институте административного права. Вопросам административной юстиции были посвящены труды Н.М. Коркунов, И.Т. Тарасов, А.И. Елистратов, С.А. Корф.

В конце XIX века подчеркивалось значение административного суда, как средства правового контроля за функционированием администрации, выявляя основные минусы (халатность в исполнении обязанностей, взяточничество, злоупотребление властью). Однако администрация, в отличии от этих правонарушений, совершает правонарушения более сложного и тонкого характера, издавая указы, которые нарушают права и свободы человека. Такие правонарушения называли «административной неправдой», они выступают основанием для того, чтобы можно было подать жалобу в суд.

Развитие административного судопроизводства в первой половине XX века

В 1910 году вышел труд С. А. Корфа «Административная юстиция в России». Административную юстицию автор определил, как способ судебного обжалования актов управления, в административном иске, как средство защиты публичных субъективных прав частного лица. А.И. Елистратов сутью административной юстиции считает судебный характер обжалования решения должностного лица гражданином. Институт административной юстиции выступает своеобразным способом защиты прав и свобод, «публично-правовой гарантией».

Одним из важных этапов совершенствования административной юстиции стал доклад Столыпина П.А. о проблеме преобразования учреждений губернского управления. В докладе было сформировано само понятие административной юстиции, предлагалась программа мероприятий, ориентированных на создание системы уездно-волостных органов административной юстиции, значительное улучшение деятельности губернских присутствий и Сената. Однако продвижению программы в жизнь воспрепятствовали Первая мировая война, убийство Столыпина, революция 1917 года.

В 1917 году Временное правительство издало закон о создании суда по административным делам; в каждый уезд назначался административный судья, в губернских городах при окружных судах создавались административные отделения. Административные судьи рассматривали споры, возникающие между органами самоуправления и государственными органами, между общественными организациями. Этим судам подчинялись позже продовольственные и земельные комитеты.

С 1920-х годов подход власти к сфере административного права реализовывался в виде следующих систем отношений:

  • первая система — подавляла и притесняла личность, рассматривая ее как средство для достижения целей;
  • вторая система — гражданин выступал как носитель права обжаловать действия должностных лиц, тех представителей власти, которые имели дело с населением непосредственно.

Такая двойственность наложила свой отпечаток на весь институт административной юстиции. Его элементы были отображены в функционировании советских судебных органов.

Развитие административного права в послереволюционное время:

  • 1922 год — введен судебный порядок обжалования действий нотариусов; жалобы на действия (отказ в совершении действий) направлялись в президиум народных судов;
  • 1937 год — в ст. 16-19 Положения о Выборах в Верховный Совет закреплялся порядок обжалования сведений в списках избирателей.

Развитие института административной юстиции в 20-50-е гг. XX века шло достаточно сдержанно. Административная форма была основной формой рассмотрения жалоб населения на действия должностных лиц.

Большую часть административных жалоб рассматривали следующие государственные органы:

  • ведомства;
  • министерства;
  • исполкомы;
  • администрация предприятий и учреждений;
  • партийные комитеты всех уровней (квазигосударственные органы).

Развитие административного права во второй половине XX века

Развитие института административного права более активно началось в 1960-х гг. Должностным лицам и гражданам, подвергнутым в административном порядке штрафу, предоставлялось право обжаловать постановление о штрафе в суд по месту жительства.

В Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и союзных республик (1963-1966 гг.) включили главы, нормы которых регулировали дела по административным правонарушениям.

В 80-х гг. было закреплено право обжаловать в суде административные взыскания, наложенные должностными лицами и органами государственного управления. В конце 80-х и начале 90-х гг. сложились две основные формы рассмотрения жалоб граждан: судебная и административная.

Дата написания статьи: 28.07.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot