Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Возникновение педагогической профессии, её развитие

Предпосылки возникновения педагогической профессии

Замечание 1

Педагогическая профессия – это одна из самых древних и почетных в истории человечества профессий.

Определение точных сроков возникновения данной профессии не представляется возможным. Достаточно долгое время воспитанием и обучением детей занимались люди без специального образования. Суть этого процесса состояла в том, что более старшее поколение передавало свои знания и опыт подрастающему. Целенаправленно процесс воспитания и обучения начал складываться только в период перехода от первобытного общества. Появились такие формы деятельности как трудовая и орудийная. Они требовали воспитания детей, обладающих специальными умениями и навыками, что и сподвигло человечество перейти к организованному воспитательно-образовательному процессу.

Однако воспитательные отношения между взрослыми и детьми не стали ограничиваться только лишь трудовой сферой. Взрослые старались передать детям свой жизненный опыт, семейные традиции, приучали соблюдать правила, требования и запреты, существовавшие в обществе. Именно это ознаменовало зарождение разнообразных форм воспитания.

С течением времени люди переходят от общинного построения общества к брачно-семейным отношениям, в связи с чем, появляется домашне-семейная форма воспитания. Если в общине воспитанием детей занимались старики, то в семье эта функция возложена в первую очередь на родителей и родственников.

Постепенное усложнение хозяйственной деятельности и социальных связей влечет за собой изменения и в сфере воспитания. Появляется первая в истории существования человечества форма воспитания, которую называют инициацией.

Определение 1

Инициация – это ритуал посвящения подростков во взрослые члены общества.

«Возникновение педагогической профессии, её развитие» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Инициация проводилась отдельно для мальчиков и девочек, требовала специальной подготовки к проведению обряда. Процесс подготовки зачастую осуществлялся в специально организованных учреждениях, которые можно назвать прототипами школ. В данных учреждениях впервые была введена должность, которую занимал опытный взрослый человек, он занимался подготовкой детей к инициации. Конечно, их нельзя назвать педагогами в полном смысле этого слова, но можно сказать, что именно они были предшественниками педагогов-профессионалов.

Возникновение педагогической профессии

Впервые слово «педагог» возникло в Древней Греции. Функцию воспитателя и наставка в тот период времени в состоятельных семьях занимал раб. В его обязанности входило следить за ребенком, его поведением, предостерегать от различных опасностей. Такого раба было принято называть «педагог», что дословно означало – детоводитель. Позже педагогами стали называть профессиональных воспитателей, затем преподавателей и учителей.

Замечание 2

В настоящее время учитель – это профессия, которая включает в себя процесс обучения и воспитания подрастающего поколения.

Одной из массовых современных педагогических профессий является воспитатель детей дошкольного возраста. Впервые данная профессия возникла в 17-18 веках. Именно в это время появляются первые детские дошкольные учреждения. Изначально детские дошкольные учреждения были созданы исключительно для детей-сирот, позже в них принимались дети из малоимущих семей и намного позже появились платные частные детские сады, в их функцию вошел процесс воспитания и обучения детей состоятельных родителей. Лица, осуществляющие присмотр, воспитание и обучение детей в разных странах назывались по-разному:

  • няни,
  • руководительницы,
  • гувернантки,
  • учителя,
  • наставники,
  • воспитатели.

Первый детский сад был открыт в Германии Ф. Фребелем. Функция данного учреждения заключалась в том, чтобы обучить матерей приёмам эффективного воспитания детей.

Идеи и рекомендации, разработанные Ф. Фребелем, включали в себя советы по воспитанию детей, организации воспитательной работы в семье и специальных учреждениях. Позднее данные рекомендации получили распространение по всему миру, исключением не стала и Россия, в которой была организована первая сеть детских садов по его системе, а также курсы по подготовке профессионалов педагогической профессии.

Этапы развития педагогической профессии

Развитие и становление педагогической профессии осуществлялось в несколько этапов.

Допрофессиональный этап – существовал в эпоху первобытности, возникновение первой религии, процесса разделения труда и упорядочивания семейных (брачных) отношений. В качестве субъектов выступали все члены племени, общины, а в последующем семьи.

Процесс воспитания и обучения осуществлялся в виде совместной деятельности детей и взрослых, оказание старшими помощи более младшим. Суть воспитательного процесса заключалась в том, чтобы передать детям собственный жизненный опыт, сохранить веру, обычаи, ритуалы. В этот период появляется первая воспитательно-образовательная форма – инициация. Немаловажным являлась передача трудовых умений, профессиональных навыков и т.д.

Эпоха рабовладения – протекала в период средневековья (12-16 вв.). В качестве педагога выступал раб, который обязан был следить за ребенком, оберегать его, сопровождать. Позднее раба заменил человек, имеющий уважение в обществе и способный передать ребенку необходимые знания и умения. Состоятельные семьи нанимали для этого монахов и священников, имеющих склонность к педагогической деятельности.

На этом этапе возникает письменность, которая представляется для подрастающего поколения очень сложным и трудоемким делом, обучение которому требует много сил и времени. Появляются специально обученные люди, занимающиеся обучением письму детей за плату. В этот период роль педагога значительно повышается.

Особенностью данной эпохи можно назвать то, что педагогическая деятельность и соответственно педагогическая профессия находятся в полной зависимости от религии и ее идеологии. Это отрицательно сказывается на уровне общей образованности.

Достижением этого периода является появление первых специально организованных образовательных учреждений, подготовка педагогических кадров.

Собственно профессиональный. Эпоха индустриального общества.

В этот период к педагогам предъявляются профессиональные требования. Осуществляется подготовка педагогических кадров по всем направлениям (дошкольное, школьное и т.д.). Педагогическая профессия становится массовой.

Современный. Эпоха постиндустриального общества.

Педагоги, учителя, имеющие разный уровень профессионально – педагогического образования, осуществляющие деятельность в различных образовательных учреждениях.

Замечание 3

Содержание профессии педагога – это создание условий для разностороннего развития личности воспитанника, формирования общей культуры, адаптации к жизни в обществе, осознанном выборе профессии.

Дата последнего обновления статьи: 01.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot