Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитательная функция обучения

Сущность и педагогическое значение воспитательной функции обучения

Определение 1

Воспитательная функция обучения – это ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование духовно-нравственных качеств личности, эстетических норм поведения и системы мировоззрения, а также развитие способности следовать основным моральным нормам поведения и нести ответственность за свои действия и поступки.

Процесс обучения, помимо своего основного целевого назначения – формирование системы знаний и навыков в различных направлениях деятельности, характеризуется также, воспитательной направленностью. Процесс воспитания находится в неразрывной связи с процессом обучения. При этом, воспитание относится к сложным, трудоемким направлениям педагогической деятельности, подверженным воздействию внешней среды и, испытывающий воздействие ее факторов.

В процессе обучения, происходит воспитание личностных потребностей в различных направлениях деятельности, формируются мотивы общественного поведения, деятельности и поступков, развиваются представления о ценностях и складываются ценностные ориентации, идеология, убеждения, мировоззрение.

Содержание процесса обучения представляет собой его воспитывающий фактор. Однако, каждая учебная дисциплина наделена разными воспитательными возможностями. Содержание гуманитарных дисциплин обладает более расширенными воспитательными возможностями. Это связано с тем, что литература, музыка, история, рисование способствуют привитию художественного вкуса, любви к прекрасному, почитанию искусства. Это развивает эстетические качества личности, формирует ее чувственную и эмоциональную сторону. Что касается естественно-научных дисциплин, то они помогают сформировать представления об устройстве мира, развить идеологию, гражданскую позицию и жизненные взгляды.

Замечание 1

Методы, применяемые в ходе обучения, оказывают не менее значимое воспитательное воздействие. Они позволяют сформировать навыки построения коммуникативных связей, создать комфортные условия для развития психологических аспектов личности, развития познавательной активности.

«Воспитательная функция обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Воспитательная функция педагога в процессе обучения

Процесс обучения характеризуется двусторонней связью между его субъектами – педагогом и учащимися. Каждый из них выполняет свою функциональную роль в процессе обучения и воспитания.

Педагогу отводится главная миссия в выборе содержания обучения, его методов и форм организации, средств и технологий воспитательного воздействия. Педагог передает знания учащимся, которые составляют основу их убеждений и идеологии, формируя ценностные ориентации личности, направленность ее деятельности, поведений и поступков в различных областях жизнедеятельности.

В задачу педагога входит перевод знаний в форме убеждений личности, посредством тщательного раскрытия их научной сущности и показа их соответствия реалиям жизни. Педагог должен показать учащимся, что знания, по своей сути, правдивы и отражают естественные жизненные процессы и явления.

Педагог осуществляет перевод научных знаний в духовный, нравственный, мировоззренческий аспект, что развить их воспитательные возможности и укрепить воспитательный потенциал. Также, педагог должен связать знания с научно-технической деятельностью, отождествляя их необходимость для развития прогресса общества, технологическим развитием производства, чтобы помочь учащимися в профессиональном становлении, выборе будущей линии поведения.

Чтобы сформировать пути выбора профессиональной карьеры, педагоги проводят ознакомление учащихся с фундаментальными основами, которые состоят из знаний о современных профессиях.

Только, посредством организации оптимального педагогического процесса и создания условий для его эффективного протекания, педагог может развить воспитательное воздействие научных знаний и придать им нравственное значение. Для этих целей, знания применяются для ознакомления ребенка с эстетическим устройством мира, усвоения системы человеческих ценностей и жизненных ориентиров. Дети изучают основные эстетические категории, знакомятся с понятием прекрасного и ужасного, трагического, драматического, комического. Педагог должен обладать развитым эстетическим чувством, чтобы умело и успешно преподнести учащимся эстетическое содержания научных знаний и всего учебно-воспитательного процесса.

Замечание 2

Педагог должен обладать навыками преподнесения различных фактов, разделов научного знания, исторических фактов и ценностей в таком виде и форме, чтобы заинтересовать учащихся, увлечь их и заставить осознать значимость и важность добытого знания.

В процессе усвоения знаний, педагог помогает детям развить мыслительные процессы, а, следовательно, и все психические. Знания помогают сформировать навыки функционального мышления, которое в процессе обучения помогает детям проводить сравнительные характеристики объектов, процессов и явлений, сопоставлять их и анализировать их эффективность. В следствие чего, происходит не просто формирование системы знаний и навыков, но и происходит воспитание духовной стороны личности, формирование ее основных психических и нравственных качеств.

Взаимосвязь между ведущими функциями процесса обучения

В процессе образовательной деятельности функциональная роль обучения сводится к выполнению им трех основных функций:

  1. Образовательная.
  2. Развивающая.
  3. Воспитательная.
Замечание 3

Эти функции неразрывно связаны и функционирует в единстве. Характер их единства является диалектическим.

Практическая реализация образовательной функции происходит посредством:

  1. Постановки задач проведения учебного занятия, включающих не только задачи обучения, но и задачи воспитания и развития личности;
  2. Составления содержания педагогической деятельности, включающей работу педагога и учащихся, и обеспечивающей выполнение задач учебного процесса, предполагая их неравномерную реализацию на каждом занятии;
  3. Выбора разнообразных технологий, методик и форм организации учебно-воспитательного процесса, вариантов их сочетаний и степени применения;
  4. Проведения мониторинга и оценки реализации учебного занятия и учебно-воспитательного процесса, которое сопровождается проведением проверки выполнения всех трех функций обучения.

Данные положения определяют перечень требований, предъявляемых к процессу обучения, его организации и способам проведения.

Дата последнего обновления статьи: 05.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot