Понятие УУД
УУД (универсальные учебные действия) – это базовая составляющая умения учиться, представленная совокупностью способов действий и навыков учебной работы, которые обеспечивают ребенку возможность самостоятельного развития и получения желаемого социального опыта на протяжении всей жизни.
Формирование любого личностного новообразования – умения, способностей, личностных качеств – возможно только в деятельности. При этом формирование любого умения, включая УУД, проходит через следующие стадии:
- первичный опыт выполнения УУД и мотивация;
- освоение того, как выполнить это УУД;
- тренинги, самоконтроль и коррекция;
- контроль.
Именно так школьники осваивают письмо и счет, решают задачи и примеры, учатся пользоваться географическими картами и музыкальными инструментами. Каждый учащийся проходит следующие этапы формирования любого УУД в образовательной деятельности:
- формирование первичного опыта выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению в процессе изучения разных учебных предметов;
- освоение знаний об общем способе выполнения этого УУД, базируясь на имеющемся опыте;
- включение изученного УУД в практику освоения предметного содержания разных учебных дисциплин, организация самоконтроля и коррекция выполнения УУД, если это нужно;
- контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности.
Типы уроков деятельностной направленности
Основываясь на методологических законах формирования целостного представления о мире, выделяют четыре вида уроков деятельностной направленности:
- Урок открытия нового знания. Деятельностная цель – сформировать у учеников способность самостоятельно выстраивать новые способы действия на основании методов рефлексивной самоорганизации. Образовательная цель – расширить понятийную базу по учебному предмету посредством добавления в нее принципиально новых элементов.
- Урок рефлексии. Деятельностная цель – сформировать у учеников способность самостоятельно выявлять и исправлять собственные ошибки на основании коррекционно-контрольного типа рефлексии;
- Урок обобщения и систематизации знаний. Деятельностная цель – сформировать у учеников способность структурировать и систематизировать изучаемое предметное содержание. Образовательная цель – систематизировать учебный материал и выявить логику развития содержательно-методических линий курсов.
- Урок развивающего контроля. Деятельностная цель – сформировать у учеников способность осуществлять контрольную функцию. Образовательная цель – осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Комплекс УУД, который выполняется учениками на уроках, помогает формированию благоприятных условий для реализации требований ФГОС к получению метапредметного результата обучения.
Формирование умения применять любое действие только в том случае, если ученики знают способы выполнения данного действия. В противном случае, формируются надпредметные умения, что будет эффективно настолько же, как обучение детей процессу решения квадратных уравнений без знакомства их с соответствующими формулами корней.
Деятельностные приемы для формирования УУД у учеников вторых классов включают следующие содержательно-методические линии:
- организационно-рефлексивную: формирование умения учиться во всей своей полноте. Включает личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробные учебные действия, фиксировать затруднения в учебной деятельности, выявить их причину, поставить цель, составить план действий, выбирать способы и средства достижения цели, реализовывать проекты и организовывать собственную деятельность, направленную на усвоение знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, корректировать ошибки и пр.;
- коммуникативную: формируются нормы поведения в классе, нормы общения, коммуникативное взаимодействие, волевая саморегуляция и пр.;
- познавательную: ознакомление с методами познания, поиск информации, работа с текстами, организация саморазвития познавательных процессов и пр.;
- ценностную: формируются нравственно-этические нормы, ценностные ориентиры, нормы самовоспитания, здоровый образ жизни и пр.
После того как ученики освоили знания о том или ином способе выполнять некоторое УУД, на протяжении текущей недели, они будут отрабатывать и закреплять его на уроках по разным учебным предметам. Ученики самостоятельно выполняют УУД, осознанно к этому подходят, проговаривают вслух соответствующие способы действий, при необходимости корректируют его, а на этапе рефлексии урока организуют самооценку каждым учеников успешность выполнения такого действия.
Контроль умения применять способы выполнения УУД осуществляется на предметных уроках, а также во внеурочной деятельности. Для этого используют специальные диагностические средства, которые разработаны в центре системно-деятельностной педагогики.
Формирование УУД на основании приемов деятельностного типа во вторых классах школ, показывает свою высокую результативность. Чтобы включить их в массовую практику работы общеобразовательных школ необходимы компетентные педагогические кадры. Многоуровневая система подготовки всех категорий работников образования к реализации системно-деятельностных приемов обучения учащихся вторых классов предполагает внедрение изучения приемов деятельностного типа обучения в региональные программы повышения квалификации педагогов.