Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Влияние социокультурной среды на развитие личности младшего школьника

Сущность понятия «социокультурная среда» и ее воздействие на развитие личности ребенка

Определение 1

Социокультурная среда – это система отношений, возникающих между людьми в социальном пространстве и социальными институтами, а также культурные основы жизнедеятельности людей, нормы поведения и совокупность разновидностей общедоступной деятельности.

Социокультурная среда оказывает эффективное разносторонне воздействие на формирование личности ребенка. Оно может быть, как положительным, так и отрицательным.

В младшем школьном возрасте происходит становление личности учащегося. В этой связи, социокультурная среда является определяющим фактором формирования личности ребенка.

Социокультурная среда состоит из трех основных компонентов, каждый из которых оказывает свое воздействие на развитие личности младшего школьника:

  • Мегасреда - это социальное пространство, которое окружает ребенка и определяет духовное и психологическое состояние современной эпохи. На развитие ребенка оказывает воздействие культура социального пространства и условия существования человечества.
  • Макросреда – это общество, государство, к которым принадлежит ребенок. На развитие младшего школьника, в данном случае, оказывает воздействие структура общества, его социальные институты: школа, система дополнительного образования, семья, а также средства массовой информации.
  • Микросреда – это социальное окружение ребенка, включающее родителей, педагогов и коллектив учащихся.

Социальная среда в целом и ее отдельные компоненты будут оказывать положительное воздействие на развитие личности младшего школьника в том случае, если будут отвечать следующим условиям:

  1. Стабильность и устойчивое функционирование социальной среды;
  2. Все компоненты среды должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Особенно это касается тех областей, в которых протекает жизнедеятельность младшего школьника;
  3. Все виды деятельности младшего школьника должны носить осознанный характер;
  4. Ребенок должен воплощать себя во внешней среде, а соответственно, она должна быть гибкой и поддаваться преобразованиям ребенка под себя и свои потребности;
  5. Вариативность социокультурного пространства. Компоненты среды должны быть многообразными, давая варианты самореализации и нахождения своего места в ней;
  6. Ориентацией на общечеловеческие и общекультурные ценности.
«Влияние социокультурной среды на развитие личности младшего школьника» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Социальная среда выступает комплексом социальных факторов жизнедеятельности и природных условий проживания. Все это оказывает активное воздействие на формирование личности младшего школьника.

Социокультурная среда ориентирована на формирование социально и культурно развитой личности, наделенной основами самореализации и самоутверждения в ней.

Воспитательная работа по формированию социокультурной личности младшего школьника

В младшем школьном возрасте необходимо учитывать уровень формирования личности дошкольника и его нахождение в стадии социального становления. Поэтому, социокультурная среда является важным компонентом воспитательного процесса, ориентированного на развитие личности учащегося.

Чтобы сформировать социокультурную развитию личность, необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс начальной школы воспитательную работу по следующим направлениям:

  1. Формирование знаний в области культурных ценностей и социальных норм поведения. учащийся должен сформировать представление о культурной взаимообусловленности и взаимозависимости ценностей, норм, культуры, традиций и обычаев социальной сферы.
  2. Развитие социальной компетенции младшего школьника. Это направление отражает необходимость формирования основ толерантности и межкультурного взаимодействия.
  3. Формирование основ социокультурной самокомпетенции. Младший школьник должен для себя решить, какие явления культуры, ценности и нормы формируют его личность.
  4. Формирование деятельностной компетенции. Она связана с выработкой направлений социокультурного поведения. ребенок должен освоит навыки конструктивного общения и анализа своего поведения, поступков, а также поведения и поступков других людей социального пространства.
  5. Формирование гражданского самосознания и гражданской позиции.

Социокультурное развитие учащихся. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Социокультурное развитие учащихся. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Проблемы социокультурного развития младших школьников

Современное общество сталкивается с рядом проблем функционирования социокультурного пространства, которые отражаются на развитии личности младшего школьника. К ним относятся:

  1. Снижение роли семейного воспитания и семейных ценностей. Родители не уделяют достаточно внимания развитию своего ребенка, делегируя полномочия на учебные заведения. Семейное единение нарушается. Ребенок проводит мало времени в домашней обстановке и не усваивает в полной мере семейные традиции и ценности.
  2. Развитие информатизации приводит к сокращению реального общения и посещения культурно-массовых мероприятий. Социальное взаимодействие существенно сокращается. При этом, именно социальная среда является основой развития личности. индивид становится личностью только в ходе социального взаимодействия.
  3. Развитие культурной глобализации, что с одной стороны хорошо, а с другой стирает национальные особенности, стандарты и нормы поведения.
  4. Традиционные культурные основы искажаются в телевизионном представлении и интернет пространстве. Учащимся доступен неограниченный доступ к разным информационным ресурсам, которые не всегда оказывают положительное воздействие на психическое здоровье ребенка и его культурное развитие.
  5. Снижение роли игровой деятельности в развитии младших школьников. Народны игры теряют свою актуальность. На смену им приходят компьютерные игры, которые не ориентированы на освоение социального опыта деятельности.
  6. Морально ценностные взаимоотношения между детьми и взрослыми снижаются. Это приводит к невозможности приобщения ребенка к культурным ценностям.
Дата последнего обновления статьи: 04.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot