Современный урок как целостная система
Урок – это систематически используемый тип организации деятельности постоянного состава учителей и учеников в определенный отрезок времени, который применяется с целью решить задачи обучения, воспитания и развития учеников.
Урок представляет собой форму организации обучения группы учеников одного возраста, постоянного состава, по устоявшемуся расписанию и с единой для всех программой обучения. В уроке представлены все компоненты учебно-воспитательной деятельности:
- цель;
- содержание;
- средства;
- методы;
- деятельность, направленную на организацию и управление, а также все его дидактические элементы.
Сущность и назначение урока в процессе обучения в качестве целостного динамического процесса сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя с учениками, в результате которого учащиеся усваивают знания, умения и навыки, развивают способности, опыт деятельности и общения, а также совершенствуется педагогическое мастерство педагога.
Таким образом, урок выступает, с одной стороны, формой обучения в целом, а с другой, в качестве формы организации обучения, предопределяемой основным перечнем требований к организационному построению урока учителем, что вытекает из закономерностей и принципов обучения.
В современной школе цель урока должна быть конкретной, содержащей указание средств по ее достижению и возможности ее перевода в конкретные дидактические задачи.
Дидактические задачи урока реализуют в реальной педагогической действительности посредством учебных задач, то есть задач для учащихся. Такими задачами отражается учебная деятельности учеников в конкретных учебных ситуациях.
Во всех известных определениях понятия «урок» содержится три основных аспекта этого термина:
- первый – это система обучения, воспитания и развития учеников посредством специально организованной формы взаимодействия учителей с учениками;
- второй – это система влияния на учеников, которая ограничена конкретным набором показателей: организационными, смысловыми и временными;
- третий – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного усвоения знаний.
Иными словами, урок – многогранен, динамичен, многоплановый и конкретизированный, специально организуемый и логически завершаемый. На каждом уроке и на каждом его этапе решаются конкретные задачи, раскрываются отдельные темы программы, определяются необходимые формы учебно-познавательной деятельности.
Основные задачи урока
Каждый школьный урок предполагает решение трех основных задач: дидактической, то есть общеобразовательной, воспитательной и коррекционной.
Общеобразовательная задача включает следующие шаги:
- четко определить дидактическую цель;
- наполнить урок содержанием, учитывая требования учебных программ, личностные возможности детей;
- сочетать разнообразные методы обучения;
- включать каждого ребенка в интеллектуально-познавательную деятельность в соответствии с его возможностями.
Общеобразовательную задачу определяет конкретность, решаемость и соответствие возможностям учащихся.
Воспитательная задача предполагает:
- сформировать у учеников потребность овладевать знаниями;
- воспитать у учеников сознательное отношение к учебному процессу;
- использовать воспитательные возможности урока и его учебный материал;
- формировать такие личностные качества, как усидчивость, ответственность, аккуратность, работоспособность, честность и пр.;
- обеспечивать оперативную и обратную связь, которая помогает устанавливать контроль за учебной деятельностью.
Развивающая задача урока предполагает:
- комплексно воздействовать на учеников, чтобы развивать их мышление, речь, память, восприятие и внимание;
- формировать и развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности;
- изучать зоны актуального развития, проектировать зону ближайшего развития;
- осуществлять индивидуальный и дифференцированных подход к ученикам.
Подготовка учителя к проведению урока
Проведение каждого урока – творческий труд, успех которого обусловлен тщательной подготовкой. Для этого ставятся цели урока, отбирается учебный материал, определяются методы, тип и структура урока, подготавливаются наглядные пособия и составляется конспект урока.
Подготовка к уроку включает следующие этапы:
- определить место данного урока в целостной системе уроков курса и темы, учитывая программу, перспективный и тематический план;
- обстоятельно ознакомиться с объемом и содержанием информации в учебнике, соотнести ее с обязательным минимумом и требованиями, которые выдвинуты перед школой по конкретному курсу предмета;
- выбрать тип урока, отразить его структуру, выделить главную дидактическую задачу, отобрать материал из большого объема научной информации и определить вопросы воспитания и развития учеников;
- изучить методическую литературу по теме урока и творчески переосмыслить прочитанное;
- подобрать или разработать дидактический материал, наглядные пособия, тесты, задания, литературу для внеклассного чтения;
- отобрать нужные объекты, составить инструкции по выполнению самостоятельных, лабораторных или практических работ;
- указать фамилии учеников, которые будут вызваны к доске;
- определить ход урока и времени, отводящегося на каждую его часть;
- составить план или конспект урока.
Учитель при подготовке к уроку предусматривает все возможные отклонения от намеченного плана, на основании конкретной обстановки его проведения. Например, если на предшествующем уроке какой-то материал не был полностью усвоен, и учитель вынужден его повторно объяснять, сокращается время, отведенное на другие этапы урока. Или напротив, учащимися материал усваивается быстрее, чем предполагал учитель, в связи с чем обязательно должен быть некоторый объем дополнительной информации.