Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Задачи руководства семейным воспитанием

Понятие семейного воспитания

Определение

Под термином «семья» как правило подразумевается такая социально-педагогическая группа людей, которая создана для удовлетворения потребностей в самосохранении и продолжении рода, утверждении и уважении каждого ее члена.

В семье так или иначе протекает образовательно-воспитательный процесс, охватывающий человека полностью во всех его проявлениях и способствующий формированию основных личностных качеств. В связи с этим роль семьи в воспитании общепризнана и ее трудно переоценить.

Семейное воспитание же представляет собой целостное педагогическую систему, складывающуюся в условиях отдельной семьи силами родителей, опекунов и родственников. Это достаточно многогранная система, подвергающаяся влиянию многих факторов, таких как наследственность, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы обеспечить ребенку наиболее благоприятные условия для роста и развития его как личности, передать имеющийся опыт, обучить необходимым практическим умениям и навыкам, направленным на самообслуживание и поддержку близких. Поскольку развитие интеллекта и творческих возможностей, накопление опыта трудовой деятельности, нравственная и этическая составляющие, чувственная культура и физическое здоровье находятся в прямой зависимости от семейного воспитания, самих родителей или опекунов смело можно назвать первыми педагогами в жизни ребенка.

Семейному воспитанию присущи собственные методы, среди которых личный пример, доверие, любовь, сопереживание, контроль, юмор, поручение, похвала и другие. Применение того или иного метода происходит в зависимости от возраста ребенка и обстоятельств конкретной ситуации.

Цели семейного воспитания, в какой-то степени отражают требования государства, общества или определенной социальной группы, но при этом они все равно остаются уникальными по своей сущности.

Основы руководства семейным воспитанием

Практически все родители и опекуны знают цели и задачи воспитания в семье, ощущают ответственность за подготовку детей к труду и жизни в обществе. Однако при этом многие родители часто сталкиваются с трудностями в воспитании, другие же не в состоянии справиться со своми обязанностями в силу низкого уровня социальной компетентности, невысокой общеобразовательной и педагогической культуры, безответственного отношения к семье и к будущему своих детей. Такие родители нуждаются в эффективной поддержке школы, в целенаправленном руководстве ходом семейного воспитания.

Педагогическое руководство - это не исключительно просвещение родителей, но и формирование у них воспитательных умений и навыков, вооружение приемами педагогической работы, поддержка в налаживании высоконравственных взаимоотношений в семье. Теоретические основы руководства семейным воспитанием заложены в трудах виднейших воспитателей - Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.

Руководство воспитанием детей в семье должно осуществлять прежде всего через ее основательное, всестороннее исследование, установление тесных контактов учителя с родителями или опекунами, через широкую педагогическую пропаганду, согласие воспитательных воздействий на ребёнка со стороны школы и семьи. Лишь совместными усилиями школы и семьи можно правильно воспитать ребенка и добиться положительных результатов в становлении его как самостоятельной личности.

Задачи руководства семейным воспитанием

Со стороны школы первостепенную роль в установлении связей с семьей играет классный руководитель. Заблаговременно, еще до поступления ребенка в среднее учебное заведение, он знакомится с жилищно-бытовыми, материальными условиями семьи, общеобразовательным и культурным уровнем родителей. Делая упор на данные сведения о семье, классный руководитель продолжает её исследование в следующие годы обучения ребенка в школе. День за днем ему приходится сталкиваться с различными сложными ситуациями, в которых принятие верного решения во многом зависит от его эрудиции, арсенала педагогических способов и умения использовать их в педагогической деятельности.

Сложность педагогического руководства семейным воспитанием содержится в том, что любая семья - это особенный, уникальный мир, и вторжение в него требует высокого педагогического такта, тонкого эмоционального подхода и, конечно же, профессионального мастерства.

Направления работы с родителями

Работа учителя по педагогическому руководству воспитанием учащихся в семье осуществляется через:

  • глубокое и всестороннее исследование различных социально- педагогических критериев семьи;
  • психолого-педагогическую подготовку родителей к воспитанию детей;
  • коллективные и индивидуальные формы работы;
  • управление самообразованием родителей.

Рассматривая руководство семейным воспитанием как сложный педагогический процесс, стоит иметь в виду не только внешние связи семьи и школы, нацеленные на образование ребёнка, но и внутренние, заключающиеся в разрешении противоречий между его поведением и установками.

Задачи руководства семейным воспитанием

Для успешного хода руководства семейным воспитанием учитель должен быть готов к нему эмоционально и теоретически. Кроме того, все учителя-предметники в коллективе должны быть настроены на общую согласованную работу и необходимую помощь в работе классного руководителя, которая представлена следующими направлениями:

  • изучение семей учащихся;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных классных дел;
  • педагогическое управление работой родительского совета класса;
  • индивидуальная работа с родителями;
  • информирование их о ходе и результатах обучения и воспитания детей.

Работа по любому из перечисленных направлений складывается из использования определенных методов и форм работы. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы в классе, личными и профессиональными особенностями классного руководителя, традициями школы, класса, своеобразием состава учащихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных взаимоотношений в обществе.

Сущность взаимодействия учителей и родителей содержится в том, что две стороны обязаны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем наилучших свойств и качеств, важных для самоопределения и самореализации. Это должно осуществляться в атмосфере доверия, обоюдной поддержки, упорства и терпимости по отношению друг к другу.

Дата последнего обновления статьи: 30.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot