Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система воспитания в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского

Коммуна имени Дзержинского — детское воспитательное учреждение — была создана в поселке Новый Харьков (пригород Харькова) в системе учреждений ГПУ для борьбы с детской беспризорностью на добровольные отчисления от зарплаты чекистов Украины. 29 декабря 1927 года колония была открыта, её возглавил преподаватель Антон Макаренко, создатель знаменитой «Педагогической поэмы».

Система обучения через труд

В коммуну поступали в основном беспризорные дети, но были также и дети из семей. Коммунары получали широкое общее образование. Одним из главных принципов обучения в коммуне было слияние обучения с производительным трудом. Первоначально дети каждодневно работали по 4 часа в мастерских, преобразованных позднее в производственные цеха.

В период с 1927 по 1929 год в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского существовали различные учебные мастерские: деревообделочная, слесарно-механическая, сапожная и швейная. Кроме этого, была организована кузница. Задачей учебных мастерских было приобщение учеников, прежних беспризорников, к трудовой жизни, и воспитать в них черты коммунистической личности в условиях борьбы за создание советского коллектива. Помимо этого, на фоне всеобщего трудового обучения коммунары овладевали конкретной рабочей квалификацией, что давало им уверенность относительно их материального благополучия после выхода из коммуны. Таким образом, воспитание в мастерских представляло собой необыкновенную форму подготовки рабочих сотрудников, хотя и никак не схожую полностью с задачами школ ФЗУ. Эта оригинальность была обусловлено тем, что воспитание квалификации происходило за пределами фабрично-заводской обстановки, независимо от плана воспроизводства рабочей силы на предприятии.

Коммуна имени Дзержинского

Так как подготовка специалиста смешивалась с ролью в единой трудовой жизни коммуны, введение четких, конкретных сроков производственного изучения в рассматриваемых критериях не имело смысла. Но воспитание все-таки производилось по программам, разрабатываемым инструкторами мастерских с участием работников отдела народного воспитания, а для определения рабочей квалификации коммунаров временами назначались комиссии.

Спустя всего год после организации коммуны, наметилась тенденция становления мастерских «в сторону серьезного производства»,- как это отмечает Макаренко в «Материалах к отчету о труде коммуны им. Дзержинского». Задачи мастерских на данном шаге Макаренко видел следующим образом:

Цитата

«Необходимо отыскать средний путь: сохраняя совместный деловой производственный уклон с использованием стандартизации, но в то же время снабдить неизменный процесс рабочего совершенствования детей».

«Система воспитания в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, коммуна пошла по пути мудрого сочетания учебных и хозяйственных задач.

Программа производственного обучения

Это направление главным образом сказалось в разработке программ производственного обучения. В программах особое внимание было уделено производству конечной продукции, а отдельные операции и тренировочные работы были урезаны до минимума. В обучении преимущество отдавалось предметному способу, т. е. умения, навыки и приемы приобретались воспитанниками, прежде всего, в процессе производства отдельных вещей. В свою очередь, предметный способ требовал подготовки специалиста широкого профиля, который был бы способен выполнять все операции, связанные с созданием предоставленной вещи от начала до конца. Разнообразие рабочих функций давало возможность в зависимости от нужд производства перебрасывать коммунаров с одного места на другое.

В коммуне появилась практика учебно-производственных заданий, представляющих собой план выпуска мастерскими готовой продукции. В поручения входили программные и другие посильные работы, исполняемые для личных дел коммуны и в порядке заявок от разных организаций. В результате этого у коммунаров воспитывалось отношение к труду как к социально-полезной деятельности. Целеустремленный труд дзержинцев служил мощным катализатором для увеличения отдачи производственного обучения.

Работа в мастерских происходила в две смены, по три с половиной часа, чередуясь с обучением в школе.

В коммуне действовала Конституция, на базе которой строилась работа органов самоуправления, дежурства, обслуживание, составлялся список повинностей выборного актива и его прав, правила поведения на производстве и в быту.

Коммуна имени Дзержинского

В коммуне, так же, как и в колонии, были правильно организованные отношения между первичными коллективами (отрядами) и общим коллективом. Совместный коллектив коммуны был связывающим звеном между личностью и обществом. В каждый момент воздействия на коммунара происходило действие и на коллектив. В то же самое время действие на коллектив было также действием на личность.

Система организации коллектива в коммуне была такой же, как и в колонии. Высшим управляющим органом было общее собрание коммунаров. Огромную роль играл совет командиров производственных отрядов. Во главе совета командиров стоял секретарь. Главную роль в жизни коммуны играли комсомольская и пионерская организации.

Для текущих дел формировались комиссии: санитарная, хозяйственная и прочая, клубный совет, штаб социалистического соревнования.

Сотни коммунаров ежедневно 4 часа обучались в школе или на рабфаке, а четыре часа работали, выпуская электроинструменты и фотоаппараты «ФЭД», от реализации которых коллектив коммунаров имел средства для собственного содержания, расширения производства. Внедренный хозрасчет помогал коммунарам видеть плоды собственного труда, у них появилось чувство хозяина.

Воспитание в коммуне им. Ф.Э.Дзержинского

Коммуна имени Ф.Э.Дзержинского стала лучшим образцом воплощения идей слияния обучения с производительным трудом, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием. В коммуне было истинное ученическое самоуправление, порождавшее отношения ответственной зависимости. Коммунарское воспитание давало стране культурного рабочего, способного быть не только командиром в любой отрасли, но и способного подчиниться товарищу.

В коммуне и в колонии в практические дела включались элементы игры с юношеским задором, с чувством веселья. Учеба была обязательной для всех. Хозяйственные работы, дежурство, наряды не освобождали учеников от школьных занятий.

В коммуне была возможность заниматься в разных кружках: художественной самодеятельности, технических, спортивных. Были клубы, кинозал, библиотека. В театре спектакли ставились учениками. Коммунары нередко навещали харьковские театры. Немало интереса уделялось физиологическому обучению коммунаров. В период летних каникул они совместно с преподавателями во главе с Антоном Семеновичем Макаренко ходили в туристические походы: посещали Крым, Кавказ, Москву, Донбасс, путешествовали по Волге. А.С.Макаренко считал походы одним из основных факторов патриотического воспитания, общественного подъема и физической закалки детей, увеличения их культурного уровня.

Раз в год в коммуне подводились итоги учебно-воспитательной работы. А.С.Макаренко добивался, чтобы трудовые показатели сопутствовали обучению и воспитанию. Коллектив постоянно рос и богател. Стали, более глубоко рассматриваться задачи духовного развития воспитанников, формирования активной гражданской позиции. Антон Семенович сам был образцом и призывал воспитателей работать с верой в человека, с сердцем, с настоящим гуманизмом, так как воспитать настоящего Человека можно лишь тогда, когда в каждом воспитаннике видишь личность.

Во второй половине 1930-х годов самоуправление в коммуне было ликвидировано, а само учреждение передано в подчинение ГУЛаг.

Дата последнего обновления статьи: 25.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot