Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сущность и механизмы обучения

Обучение представляет собой процесс активного взаимодействия между педагогом и учеником. Результатом такого взаимодействия становятся сформированные у ученика на основе его собственной активности знания, умения и навыки. Отношения между педагогом и учеником нельзя сводить к приемопередаточным отношениям. Для достижения положительного результата обучения требуется активность и взаимодействие обеих сторон процесса обучения. Паскаль писал:

Цитата

«…ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо разжечь…».

Сущность деятельности педагога в этом процессе содержится в направлении действий ученика, контроле и предоставлении необходимых средств и информации. Если активность учащихся в овладении знаниями не проявляется, если стимул к обучению не проявляется, то процесс обучения как таковой не налажен и результат не достижим.

Задачи обучения

Во время обучения решаются следующие задачи:

  • стимулирование учебно-познавательной активности учащихся;
  • организация познавательной деятельности с целью получения знаний и умений;
  • развитие памяти, мышления и творческих способностей учеников;
  • оттачивание полученных знаний, умений и навыков.

Функции педагога

Процесс обучения предполагает, выполнение педагогом определенных функций:

  • постановка цели учебной работы;
  • формирование потребности обучаемых в получении новых знаний;
  • определение содержания изучаемого материала;
  • организация учебно-познавательной деятельности по овладению учебного материала;
  • регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;
  • оценка результатов деятельности учащихся.

Учащиеся также являются носителями определенных функций в процессе обучения, которые позволяют сделать этот процесс эффективным:

  • осознание целей и задач обучения;
  • развитие и углубление собственной потребности в знаниях, умениях и навыках;
  • понимание темы и вопросов, подлежащих рассмотрению, учебного материала;
  • восприятие, осмысление и запоминание учебного материала;
  • применение полученных знаний и умений на практике;
  • проявление эмоциональных и волевых усилий в процессе обучения;
  • самоконтроль;
  • самооценка результатов обучения.

Основываясь на вышеизложенном материале, можно сделать вывод, что сущность образования заключается в формировании новых знаний, умений и навыков в процессе активной учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Формы обучения

Обучение бывает следующих форм:

  • сенсомоторное,
  • моторное,
  • вербальное,
  • интеллектуальное.

Физиологически процесс обучения человека заключается в создании центральной нервной системой шаблонов стимулов и ситуаций, а также сценариев реакций на них. Объяснение механизмам обучения дал П.К. Анохин. Он сформулировал это следующим образом: полученная в процессе обучения информация из потенциальной превращается в актуальную в момент создания новой функциональной системы. Именно она представляет основу и механизм обучения.

Обучение имеет многоуровневый характер. Уровень обучения, на котором происходит усвоение стимулов и реакций, называется рефлекторным. Он присущ как животным, так и человеку, хотя характер подкрепления различен. Рефлекторный уровень обучения осуществляется автоматически и бессознательно посредством поисков, проб и ошибок. Побуждение провоцируется потребностями и мотивацией. В рефлекторном уровне выделяют два вида обучения: сенсорное и моторное. Слияние их представляет сенсомоторное обучение. Оно заключается в формировании автоматических способов выполнения действий, контролируемых восприятиями и представлениями. Более высокий уровень обучения выражен усвоением знаний, действий и поступков. Эти виды обучения сохраняются в течение жизни человека.

На интеллектуальном уровне обучения знания отражают не чувственные отношения предметов и действий, а объективные связи, структуры и отношения действительности или деятельности. Эти отношения определяются не в ощущениях, а в системе понятий и действий, которые обозначены словами.

Активность в процессе обучения

Обучение можно классифицировать по критерию активности в процессе обучения:

  • неассоциативное,
  • ассоциативное,
  • когнитивное обучение.

Неассоциативное или стимул-зависимое обучение обусловлено средой и не требует ассоциации внешних сигналов с деятельностью организма. Фактически человек пассивно реагирует на внешние факторы. В неассоциативном обучении выделяются:

  • привыкание,
  • сенсибилизация,
  • импринтинг,
  • подражание.

Привыкание представляет процесс угасания ориентировочной реакции. Многократно повторяющийся раздражитель перестает иметь значение и организм перестает на него реагировать и формируется привыкание. Привыкание – это самая простая и распространенная форма обучения. За счет привыкания человек может игнорировать раздражители, не имеющие для него значения и появляется возможность сконцентрироваться на более важных явлениях.

Сенсибилизация заключается в усилении реакции организма на повторяющийся стимул, вызывающий неприятные ощущения. Обучение носит негативный характер и выражается в поведенческих реакциях типа «стимул-ответ».

Определение

Импринтинг – это форма неассоциативного обучения, которая основана на природной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающих ответных реакций в ранний период развития человека.

Формы импринтинга – это запечатление образов, имитационное поведение, реакция следования.

В результате подражания человек выполняет действия путем наблюдения за действиями окружающих. Бывает простое подражание и викарное обучение. При викарном обучении результат подражания оценивается. Викарное обучение с возрастом превалирует над подражательным обучением.

Ассоциативное или как его еще называют - факультативное обучение представляет процесс формирования собственной среды за счет извлечения ее функциональных составляющих, значимых для выполнения определенных поведенческих актов. Это обучение определяется результативностью контакта человека и среды. Формами ассоциативного обучения являются условные рефлексы и оперантное обучение. В ходе оперантного обучения человек добивается положительного результата за счет активного поведения. Оперантное обучение может быть реализовано за счет подкрепления действий, методом проб и ошибок и посредством самораздражения для получения положительных эмоций.

Высшей категорией обучения является когнитивное обучение. Оно основывается на формировании функциональной структуры среды. К формам когнитивного обучения относятся:

  • образное (психонервное) поведение,
  • элементарная рассудочная деятельность,
  • вероятностное прогнозирование.

Психонервное поведение трансформирует явления окружающей среды в переживания, которые через ориентировочную реакцию формирует поведение человека. Элементарная рассудочная деятельность позволяет связывать предметы и явления окружающей среды, что позволяет использовать эти законы при формировании поведения в новых ситуациях. Под вероятностным прогнозированием понимается прогнозирование будущего, на основе прошлого опыта и информации о текущей ситуации.

Таким образом, когнитивное обучение, основываясь на облигатном и ассоциативном обучении, выступают в качестве одного из фундаментальных механизмов высшей нервной деятельности человека.

Дата последнего обновления статьи: 28.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot