Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мониторинг профессионально-образовательного процесса

Определение «мониторинг»

Термин «мониторинг» произошел от латинского monitor – надзирающий. Изначально данный термин часто использовался экологами и обозначал наблюдение, прогнозирование состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека. Но в последнее время термин получил куда более широкий смысл. В наше время понятие обозначает постоянное наблюдение за процессом с целью обнаружения его соответствия желаемому или максимально близкому к воображаемому.

На сегодняшний день понятие «мониторинг» активно используется во многих научных кругах, в том числе в психологии и педагогике.

Определение

А.С. Белкин определил мониторинг как непрерывное обоснованное с научной точки зрения отслеживание образовательного процесса.

Также данное понятие допустимо рассматривать как процесс отслеживания состояния объекта с помощью сбора данных, представляющих собой совокупность ключевых показателей. С точки зрения методологии мониторинг рассматривается, как универсальный тип деятельности, индифферентный к предметному содержанию. Мониторинг необходим, в том случае, когда в построении процесса важно постоянное отслеживание в реальной предметной среде того или иного явления, с тем, чтобы включать результаты наблюдений в процесс управления.

Термин мониторинг очень близок к общенаучным педагогическим и психологическим понятиям обратной связи, контроля, аттестации, однако эти процессы являются лишь элементами мониторинга, проще говоря, его частными случаями.

Мониторинг профессионально-образовательного процесса

В связи с этим данное понятие имеет ряд неоспоримых особенностей.

Во-первых, это целостная система, реализующая множество функций.

Во-вторых, имеется возможность выделить другие аспекты мониторинга, которые будут отличать его от других идентичных процессов:

  • постоянный сбор данных;
  • диагностичность;
  • включение в состав критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в процессах;
  • обоснованность модели и параметров;
  • обратная связь.

Мониторинг реализуется в двух основных направлениях:

  • Во-первых, отслеживание параметров деятельности, где в основном уделяется внимание процессуальным характеристикам.
  • Во-вторых, дается прогноз и оценка психического состояния студента в процессе профессионального становления.

Основным моментом мониторинга является, как вы уже заметили, диагностика профессионального развития с внесением коррективов в процесс образования.

Способы реализации мониторинга

Все способы, а также технологии мониторинга можно свести к нескольким группам (Э.Ф. Зеер):

  • Текущее наблюдение
  • Метод тестовых ситуаций
  • Экспликация
  • Метод опроса

Анализ результатов профессиональной и учебной деятельности, при котором по заранее выбранной схеме изучаются тексты, графические материалы, творческие работы учеников.

Тестирование – достоинством которого является ориентация на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные с его помощью. Для мониторинга применяют интеллектуальные, личностные, межличностные тесты, тесты достижений и др.

Формы мониторинга

Стартовая диагностика воспитуемости и обучаемости осуществляется сотрудниками психологической службы. Ее результаты в самом общем виде доводятся до сопоставления педагогического коллектива с рекомендациями.

«Мониторинг профессионально-образовательного процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение

Экспресс – диагностика (текущая) профессионально и социально важных характеристик обучающихся в течение всего времени обучения.

Финишная диагностика подготовленности выпускников с профессиональной стороны, помимо определения уровня сформированности профессиональных знаний, навыков, включает диагностику степени развития уникальных качеств для будущего специалиста в той или иной области.

Основные задачи мониторинга профессионально-образовательного процесса:

  • отслеживание непонимания, трудностей, препятствий, которые могут возникнуть при усвоении материала;
  • создание механизма управления процессом образования;
  • индивидуализация педагогом собственной деятельности;
  • обнаружение и фиксация неожиданных отклонений в процессе образования.

Решение вышеперечисленных задач на основе традиционной оценки процесса образования, которое базируется на определении показателей сформированности знаний и навыков, а в некоторых случаях – на диагностике психического развития, затруднено. По результатам многолетних оценок подобная информация имеется, и с её помощью вносятся коррективы в содержание образования.

Для того чтобы отследить уровень развития учебно-профессиональных и познавательных способностей целесообразно использовать фрагменты интеллектуальных тестов, методы тестовых ситуаций и наблюдения за обучаемыми в процессе решения задач.

Мониторинг это эффективная технология, которая обуславливает профессиональное развитие и саморазвитие личности. Его результаты выступают в качестве информационной базы для принятия управленческих решений и проектирования профессионального роста и карьеры специалистов.

Дата последнего обновления статьи: 01.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot