Методы обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение поставленной цели обучения.
Общая характеристика и сущность методов обучения
Методы обучения, по своей природе, являются сложными и многоаспектными явлениями. Исходя из данных аспектов, методы обучения принято классифицировать по группам, в соответствии с их характерными признаками.
По мнению исследователей в области педагогики, ведущими критериями классификации методов обучения являются:
- дидактическая цель обучения;
- источники знаний;
- логика усвоение учебного материала;
- уровень знаний и умений учащихся.
Так как процесс обучения является динамическим, то невозможно отдать предпочтение одному какому-то конкретному критерию, их можно только учитывать в общей совокупности.
Проблема систематизации методов обучения решается не только путем создания общей классификации, но и через обоснование ряда классификаций, отражающих цели, задачи и содержание педагогического процесса.
В настоящее время педагоги-практики осуществляют универсализацию отдельных групп методов обучения без учета их взаимосвязи и взаимозависимости, что является большой ошибкой и отрицательно сказывается на выборе методов обучения при организации педагогического процесса. Именно поэтому каждый будущий педагог должен понимать целостность подхода к классификации методов обучения.
Таким образом, в настоящее время в дидактике нет единой и универсальной классификации методов обучения. Это связано с их особенной природой и многофункциональностью. Педагогами чаще всего используются классификации на основании объединения методов в группы, в зависимости от определенных критериев. Наибольшее распространение имеют классификации на основании характера дидактических целей и решения познавательных задач.
Характеристика методов обучения по характеру дидактических целей
В зависимости от характера дидактических целей выделяют две основные группы методов обучения:
Методы, направленные на обеспечение первичного усвоения учебной информации:
- Информационно-развивающие методы – представлены методами устного изложения учебного материала: рассказ, лекция, беседа и т.п.
- Эвристические методы – метод эвристической беседы, диспуты, лабораторные работы и т.п.
- Исследовательские методы – методы, основанные на проведении исследовательской работы, по заданной проблемной ситуации или вопросу, подразумевающей самостоятельную работу учащегося по поиску и усвоению нового учебного материала (наблюдение, систематизация, самостоятельная работа с учебной литературой, генерация идей и т.п.).
Методы, направленные на обеспечение совершенствования и закрепления полученных знаний и умений:
- Выполнение различного рода упражнений: по образцу, вариативных, пробных, тренировочных и т.д.
- Разнообразные практические работы, цель которых научиться принять полученных знания на практике.
Таким образом, методы обучения по характеру дидактических целей, делятся на две основные группы: направленные на усвоение новых знаний и направленные на закрепление и расширение имеющихся знаний.
Характеристика методов обучения по решению познавательных задач
В соответствии с характером решаемых познавательных задач, методы обучения принято подразделять на следующие методы.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения – представляет собой процесс передачи учащимся уже готовой учебной информации, форму и вид подачи педагог выбирает самостоятельно.
Учебную информацию педагог представляет перед учениками в устной, печатной, наглядной формах или в виде практического показа. В данном случае познавательная деятельность учащихся направлена на запоминание готовых знаний. Необходимо отметить, что запоминание может быть и неосознанным. Отрицательным моментом этого метода обучения является то, что от учащихся не требуется высокой мыслительной активности.
Репродуктивный метод обучения – педагог преподносит учащимся учебные знания в готовом виде, а задача учащихся не только их усвоить, но и воспроизвести в определенном виде деятельности по заданию педагога.
Основным преимуществом данного метода, как и рассмотренного выше, является их экономичность. Экономичность заключается в том, что педагог за короткое время имеет возможность ознакомить учащихся с достаточным объемом знаний и умений. Прочность переданных знаний гарантируется их многократным повторением.
Отрицательной стороной этого метода является то, что он не требует от учащихся умственных усилий и соответственно не оказывает влияние на развитие у них творческих способностей.
Метод проблемного изложения – является переходным методом от исполнительской деятельности учащихся к творческой.
Суть данного метода состоит в том, что педагог ставить перед учащимися определенную проблемную задачу и сам ее решает. Задача учащихся следить за ходом и логикой решения, усвоение этапов прохождения. Несмотря на то, что учащиеся всего лишь наблюдают за процессом со стороны, они учатся решению сложных проблемных заданий, учатся размышлять, логически находить дальнейшие пути и т.д.
Частично-поисковый метод обучения – данный метод предусматривает решение учащимися проблемной задачи, но не всей, а лишь ее отдельных этапов. Педагог привлекает учащихся к решению проблемной ситуации, часть ее он решает самостоятельно, показывая учащимся алгоритм и логику решения, а часть они решают самостоятельно, опираясь на показанное педагогом.
Исследовательский метод обучения – направлены на творческий поиск решения проблемной ситуации, в процессе решения которой учащиеся самостоятельно осуществляют поиск и усвоение новой учебной информации.
Исследовательский метод используют для обобщения имеющихся знаний, их расширения и углубления, а также с целью формирования навыков самостоятельного поиска необходимой информации и ее усвоение, то есть навыков самообразования.