Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теории и технологии развития детской изобразительной деятельности

Теоретические основы художественного развития детей

В конце ХIХ- начале ХХ веков происходит формирование целой научной отрасли, занимающейся изучением детского рисунка. В этот период многие авторы занимаются изучением художественного творчества детей и формируют свои теории и концепции.

Одним из первых исследователей детского художественного творчества стал итальянский искусствовед К. Риччи. Его исследования затрагивали особенности и содержание детского рисунка. Основные положения его теории:

  1. Стремление ребенка рисовать объекты непростых геометрических форм т.е. дети хотя сразу создавать шедевры и не стремятся начинать с рисования чего-то простого.
  2. Детей привлекает человек и формируется стремление максимально точно отобразить его устройство в рисунке.
  3. Рисунки детей отличаются от рисунков взрослых своеобразной формой и техническим несовершенством исполнения.
  4. Отсутствие целевого назначения художественного творчества в детском возрасте. ребенок рисует просто так, не стремясь к достижению чего-то.
  5. Опора в изображении на представления. Когда ребенок рисует, он изображает объекты такими, какими он себе их представляет.
  6. Выделение стадий развития детского художественного творчества: доизобразительная т.е. когда ребенок рисует каракули и изобразительный – полноценное отображение свойств каких-то объектов в рисунке.

Заложенные К. Риччи основы исследования детского творчества нашли продолжение в деятельности других исследователей.

Так, В. Штерн рассматривает рисунок ребенка соотнося его с этапами речевого становления. Так, если ребенок начинает лепетать, то он пытается рисовать каракули, а при произнесении первых слов и фраз он уже способен рисовать изображения каких-то объектов.

Важную роль в исследовании детского художественного творчества сыграли работы М. Ферворна. Он рассматривает процесс искусства с двух сторон:

  • Физиоплатическое т.е. отражающее реальные физические свойства объектов.
  • Идеопластическое т.е. служащее отражением чувственного стороны. Посредством искусства происходит выражение чувств, эмоций, идей и представлений человека.

Рисунки детей Ферворн считает идеопластическими. Он вводит теорию о том, что посредством рисунка, ребенок развивается, познает мир, выдвигает свои идеи существования тех или иных его объектов и законы их функционирования.

Во второй половине XX столетия начинают развиваться теории о структуре детского изображения. Так, в трудах Г. Гартлауба художественное творчество ребенка рассматривается, как неосознанный процесс, заложенный природой и, являющийся врожденным свойством личности.

«Теории и технологии развития детской изобразительной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Посредством художественного творчество ребенок самовыражается и развивается. В рисунке ребенок воплощает свои фантазии, которые формируются на основе впечатлений, полученных в реальной жизни. В этой связи, детское художественное творчество требует развития и совершенствования. Это обеспечит полноценное развитие личности ребенка, активизации его психических процессов и раскрытию творческого потенциала.

Применение педагогических технологий в художественном развитии детей

Замечание 1

Изобразительное творчество способствует духовному, нравственному, эстетическому развитию ребенка.

К изобразительной деятельности необходимо приобщать детей с раннего детства. Это развивает у них стремление к творческой деятельности, формирует вкус, приобщает к искусству и формирует к нему интерес, который сохраняется на последующую жизнедеятельность.

Поскольку творческий процесс сам по себе является продуктивным, то он требует применения продуктивных форм и технологий его организации.

В настоящее время используются современные технологии в педагогическом процессе, позволяющие раскрыть творческий потенциал ребенка и сформировать навыки изобразительной деятельности. в ходе ознакомления с материалами, которыми они будут рисовать и техникой рисования, дети познают основы изобразительной деятельности, формируют и закрепляют знания о формах, линиях, цветовой гамме, художественной композиции.

Технология развития изобразительной деятельности детей предполагает использование нестандартных методов и приемов обучения изобразительному творчеству. Кроме того, требуется создание соответствующих условий, способствующих активизации воображения и фантазии детей.

В дошкольном и младшем школьном возрасте активно применяются различные игровые формы и приемы обучения изобразительному творчеству.

Важное место в технологии развития изобразительной деятельности ребенка отводится применению техник рисования. Могут быть использованы следующие:

  1. Пальчиковое рисование. Ребенок рисует пальцами, окуная их в краску и, делая на бумаге их отпечатки, формируя точки, пятна, линии. Эта техника не только увлекательна для ребенка и формирует стремление к рисованию, она способствует развитию моторных функций организма, необходимых для правильной и четкой речи, а также активизации воображения через ощущения.
  2. Рисование всей ладонью. В этом случае происходит полное погружение ладоней в краску и рисование не отдельными пальцами и всей поверхностью кисти. Эту техника имеет и иное воплощение: окрашивание кисточкой ладоней, а затем рисование ими. Это вариант более интересен для ребенка. Однако, подходит не каждому, поскольку он более длительный и требует концентрации внимания, терпения.
  3. Скатка бумаги. Ребенок создает рисунок из бумаги разных цветов. Необходимо скатать кусочки бумаги, смять их, сделать из них комочек, нанести клей и приклеить к листу картона или иной основе. Это, также, развивает моторику рук.
  4. Рисование воском. В данном случае применяются восковые мелки и краски. Ребенок закрашивает белый лист бумаги, ждет высыхания и начинает рисовать мелками.
  5. Рисование свечой. Техника идентична предыдущей, только рисование осуществляется свечкой.
  6. Рисование поролоном. Рисование осуществляется посредством погружения кусочка поролона в краску и создания оттисков на бумаге.
  7. Оттиск листьев. В данном случае в качестве штампов используются красивые по форме листья разных растений.
Дата последнего обновления статьи: 30.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot