Понятие трудового воспитания детей
Трудовое воспитание – это важнейшее средство разностороннего развития детской личности. Трудолюбие никому не дается от природы, оно воспитывается с раннего детства.
Главная цель труда – воздействие на детскую личность. Разумно организованным трудом укрепляются физические силы, здоровье детей, их движения становятся более уверенными и точными. Совершая действия, ребенок все лучше начинает ориентироваться в пространстве.
Труд положительно влияет и на умственное развитие детей. Он способствует развитию сообразительности, любознательности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, памяти.
Главная цель трудового воспитания в детском саду – сформировать правильное отношение к труду у детей дошкольного возраста.
В современном ДОУ актуальными задачами выступает воспитание у детей-дошкольников волевых качеств, таких как:
- самостоятельность,
- организованность,
- ответственность,
- дисциплинированность.
От нравственно-волевого воспитания дошкольника зависит не только его успешное школьное обучение, но и формирование жизненной позиции.
Семьи располагают благоприятными условиями для привлечения дошкольников к труду. В семье особенно наглядны нравственный смысл и цель труда дошкольника. Дети легко могут наглядно убедиться в значимости своей деятельности для членов семьи. Особое воздействие на малышей оказывает труд взрослых внутри семьи. Для детей младшего возраста огромное воспитательное значение отведено самообслуживанию, приучающему детей к самостоятельности, преодолению трудностей и развивает определенные навыки.
Трудовая деятельность должна приносить ребенку радость, в связи с чем не стоит упрекать его в медлительности либо небрежности. Это формирует негативное эмоциональное состояние, влечет за собой нежелание участвовать в труде и в следующий раз опыт придет постепенно.
Так как вся сознательная человеческая жизнь связана с трудовой деятельностью в разных ее проявлениях, необходимо в раннем возрасте сформировать правильное к ней отношение. Работа не должна вызывать только негативные эмоции. Трудовой воспитание должно выстраиваться так, чтобы приносить ребенку радость и оставлять позитивное впечатление. Иными словами, с приобретением навыков у ребенка должно возникать желание трудиться, что будет проявлением определенной степени трудолюбия.
Структура любой трудовой деятельности представлена следующими составляющими:
- цель – конкретный результат, который необходимо достичь в результате трудовой деятельности;
- мотив – то, что побуждает ребенка к трудовой деятельности;
- способы и механизмы – набор последовательных действий, благодаря которым может быть достигнута поставленная цель;
- результат трудовой деятельности – полученные итоги в сравнении с первоначальной целью, а также определение степени их соответствия. Если получен неудовлетворительный результат, необходимо проанализировать алгоритм действий на предмет поиска ошибок и их исправление.
Поставленные цели должны быть реальны и выполнимы, так как в результате неудачи у ребенка может сформироваться отрицательное отношение к трудовой деятельности.
Стимулирование детской трудовой деятельности
В период дошкольного детства дети с удовольствием изучают новое, поэтому важно сохранить и поддержать интерес детей к развитию. Для этого могут применяться различные способы стимулирования, ибо:
- во-первых, в дошкольном возрасте ребенок еще не понимает значения отметки в качестве способа оценивания их деятельности, поэтому она часто воспринимается в качестве отношения взрослого к нему, а не в качестве результата труда;
- во-вторых, интеллектуальное развитие, психические процессы детей одного возраста могут существенно отличаться;
- в-третьих, негативной оценкой разрушается ситуация успеха, снижается положительное отношение к деятельности или формируется безразличие к ее результату.
Метод балльного оценивания абсолютно не соответствует возрастной адекватности педагогического воздействия.
Метод разъяснения – это эмоционально-словесное воздействие, которое ориентируется на рассматриваемую группу детей или конкретную личность. Данный метод применяют, когда воспитаннику нужно объяснить что-либо, сообщить новые нравственные положения, оказать влияние на сознание и чувства ребенка.
Увещевание сочетает в себе просьбу, разъяснение и внушение. Педагог проектирует в личности воспитанника положительное, воздействуя на его веру в лучшее, в возможность достичь высоких результатов.
Упражнение является практическим методом воспитания, сущность которого – многократное исполнение требуемого объема действий, доведение их до автоматизма. Воспитателем создаются такие условия, в которых воспитанникам необходимо действовать и совершать определенные поступки, соответствующие нормам и правилам поведения.
Поручения – воспитанники приучаются совершать положительные поступки, развивают в себе необходимый набор качеств. Поручения могут быть разнообразного характера.
Поощрение – позитивная оценка действий детей. Оно помогает закрепить полезные навыки и привычки. Поощрение базируется на возбуждении позитивных эмоций, поэтому им в воспитанников вселяется уверенность, создается хороший настрой, повышается чувство ответственности.
Соревнование – наиболее старый метод стимулирования, базирующийся на стремлении к соперничеству, которое характерно для всех детей. Утверждение себя среди окружающих – врожденная потребность человека, которая реализуется через соревнование с другими детьми.