Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тематическое планирование по русскому языку

Что такое тематическое планирование

Определение 1

Рабочая программа учебного предмета – это документ, который создается на основании федеральных нормативных актов с учетом национально-региональных особенностей, типа и вида образовательного учреждения, средства обучения, специфики контингента учеников.

Современные программы, рекомендованные МО РФ, предоставляют простор педагогическому творчеству, отражая ряд основных мировоззренческих идей развития общества, определяя только несколько основных направлений реализации содержания образования и требований к организации образовательной деятельности, к базовым знаниям, умениям и навыкам, учитывая специфику конкретных учебных предметов.

Главным назначением рабочей программы выступает обеспечение гарантий при получении учениками обязательного минимума образования, соответствующего государственному стандарту, при учете специфики местных условий. Любая учебная программа любой образовательной области и ступени образования, выполняет ряд функций:

  • нормативная – документ, обязательный для выполнения в полном объеме;
  • целеполагание – определение ценностей и целей, ради достижения которых ее ввели в ту или иную образовательную область;
  • определение содержания образования – фиксирование состава элементов содержания, которые подлежат усвоению учениками, а также степень их трудности;
  • процессуальная – логическая последовательность усвоения элементов содержания, с организационными формами и методами, средствами и условиями обучения;
  • оценочная – выявление уровней усвоения элементов содержания, объектов контроля и критериев оценивания уровня обученности детей.

Составление рабочей программы является важнейшей частью работы учителя и одним из показателей уровня его квалификации.

Структура учебной программы

Программа по русскому языку состоит из следующих структурных элементов:

  • титульный лист;
  • пояснительная записка;
  • цель и задачи учебной дисциплины;
  • требования к уровню усвоения дисциплины;
  • учебно-тематический план;
  • календарно-тематическое планирование;
  • контроль уровня обученности;
  • учебно-методическое обеспечение предмета с перечнем рекомендуемой литературы для учителя и учеников.
« Тематическое планирование по русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

При составлении рабочей программы по русскому языку нужно осуществить следующие обязательные шаги:

  • выбрать авторскую программу федерального уровня по русскому языку на основании необходимости соблюдать требования преемственности в обучении, оснащенности библиотечного фонда учебниками, которые входят в Федеральный перечень учебников, которые рекомендованы или допущены Министерством образования и науки РФ для использования в образовательной деятельности общеобразовательных учреждений на учебный год;
  • анализировать содержание выбранной авторской программы с позиции полноты реализации ФГОС по русскому языку, для чего сопоставляется авторская программа, примерная программа и образовательный стандарт той или иной ступени и уровня (базового или профильного) обучения по русскому языку;
  • дополнить рабочую программу определенными дидактическими единицами (темы, вопросы и пр.), содержащиеся в стандарте и примерной программе, но не включаются в авторскую программу или спланированы для изучения в других классах. Все изменения необходимо обязательно отразить в пояснительной записке;
  • разрабатывая программу по русскому языку необходимо ориентироваться на содержание профильного уровня стандарта, представленного в федеральном компоненте стандарта общего образования;
  • внести дополнения, соответствующие требованиям регионального стандарта и школьному или гимназическому компоненту;
  • требования к уровню подготовки учеников брать из примерной программы, распределяя по классам в соответствии с авторской структурой курса;
  • подбирать УМК, которые способны обеспечить реализацию рабочей программы;
  • выбирать или разрабатывать измерители, чтобы оценить усвоение программы, то есть итоговые контрольные работы разных типов;
  • составить учебно-тематический план, в котором будет отражено распределение часов по темам и выполнение практической части программы;
  • разработать учебно-тематической планирование, рассматриваемое в качестве средства адаптации примерного содержания к особенностям данного образовательного учреждения, класса и учителя;
  • использовать инструктивно-методические письма МО РФ, КОМО и др. при разработке и реализации рабочих программ.

Специфика рабочей программы учебного предмета «Русский язык»

Составляя календарно-тематическое планирование по русскому языку для 6-7 классов нужно учитывать, что в БУП от 2004 года было изменено соотношение часов, которые отводятся на изучение русского языка в этих параллелях: вместо 5 часов в обоих классах стало 6 часов в 6 классе и 4 часа в 7 классе.

Нужно учесть, что большая часть авторских программ расчитана на предыдущий объем и распределение часов, в связи с чем, целесообразно при составлении учебного плана по русскому языку выделить 1 час из ОУ на изучение русского языка в 7 классе.

В программу для 6 классе рекомендовано перенести из программы 7 класса изучение темы «Наречие».

Составляя календарно-тематические планы для 9-11 классах нужно посредством использования часов, которые отводятся программой на развитие речи, предусматривать проведение специальных уроков (практикумы, лабораторные работы) по знакомству со спецификацией и планом экзаменационной работы по русскому языку, системой критерием оценивания сочинения С1 (10-11 класс), а также развернутых ответов в соответствии с заданными параметрами (9 класс).

В 9 и 10 классе такие уроки должны проводиться в начале учебного года, а повторно – в декабре-январе, после того, как выходит демонстрационный вариант текущего учебного года, чтобы скорректировать представления учеников, касательно особенностей модели итоговой аттестации.

В 11 классе такие уроки рекомендовано проводить только после того, как вышел демонстрационный вариант текущего учебного года.

Помимо этого, в начале учебного года должна быть запланирована стартовая диагностика, чтобы выявить учебные затруднения и достижения учеников. В 11 классе рекомендовано проводить ее по материалам ЕГЭ.

Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot