Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология педагогического взаимодействия взрослого и ребенка в дошкольном учреждении

Сущность педагогического взаимодействия и его основы

Определение 1

Педагогическое взаимодействие – это согласованность действий субъектов педагогического процесса: педагога и воспитанника в направлении достижения целей и задач образования.

Педагогическое взаимодействие. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Педагогическое взаимодействие. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Педагогическое взаимодействие, по своей сути, сопряжено с:

  • организацией педагогом воспитательного воздействия на воспитанников;
  • направлением педагогов деятельности воспитанников и обеспечение ее продуктивной организации;
  • передачей педагогом своего опыта деятельности, демонстрацией своего примера социального поведения воспитанникам.

Все эти аспекты тесно связаны между собой и реализуются в комплексе.

Педагогическое взаимодействие может быть реализовано в опоре на применение разнообразных стилей общения и социального взаимодействия. При этом, оно может носить:

  1. Активный характер – педагог занимает активную воспитательную позицию, устанавливает эмоциональный контакт с воспитанниками, независимо от ситуации, своего настроения и состояния;
  2. Ситуативный характер – педагог действует в соответствии с конкретной ситуацией т.е. он может проявлять эмоциональную отзывчивость к воспитанникам в одних ситуациях и не проявлять ее в других, быть непоследовательным в своих действиях и в своем взаимодействии;
  3. Пассивный характер – педагог устанавливает с детьми сугубо деловые отношения, демонстрируя им свой авторитет и свою главенствующую роль в воспитательном процессе. Эмоциональных связей и доверительных отношений с воспитанниками не формируется.

В основе организации педагогического взаимодействия педагога с воспитанниками лежит его способность к данной деятельности. Она предполагает навыки осознанного выполнения своей функциональной роли, умения оказывать воздействие на другого человека, побуждать его к деятельности, проявлению своего потенциала.

«Технология педагогического взаимодействия взрослого и ребенка в дошкольном учреждении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Продуктивность педагогического взаимодействия определяется его гуманистической направленностью. Это предполагает рассмотрение воспитанников в качестве полноценных субъектов воспитательной деятельности, учет их интересов и потребностей и ориентация не только на их развитие, но и на личностный рост педагога в ходе своей профессиональной деятельности, в ходе взаимодействия с детьми.

В ходе педагогического взаимодействия происходит обмен опытом и эмоциями, идеями, что стимулирует развитие как ребенка, так и взрослого. Ребенок осваивает навыки общения и социального взаимодействия и формирует навыки самостоятельной деятельности разного рода.

Технологии реализации педагогического взаимодействия в образовательном процессе ДОУ

Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе ДОУ реализуется в опоре на использование следующих технологий:

  1. Технология сотрудничества. Она опирается на реализацию субъект-субъектного взаимодействия между педагогом и воспитанниками. Отношения строятся в опоре на демократические принципы и предполагают равенство взрослого и ребенка, их сотрудничество и развитие в процессе взаимодействия. Отношения строятся на основании учета интересов и потребностей обоих сторон и предоставлении возможностей реализации своих потребностей им.
  2. Технология свободного воспитания. Она связана с предоставлением ребенку полноценной свободы в выборе направлений своей деятельности, содержания своего обучения и развития. Ребенок рассматривается в качестве высшей ценности и осуществляется полноценная реализация его потребностей и интересов, без учета интересов взрослого. Взрослый становится второстепенным субъектом воспитательной деятельности, занимаясь реализацией развития ребенка.
  3. Технология поддержки. Она предполагает оказание ребенку помощи и поддержки взрослым в его развитии, во всех его начинаниях. Взрослый не препятствует совершению ребенком ошибок, а помогает в получении опыта и выработке понимания правильности и неправильности принимаемых решений, совершении действий и поступков.

Факторы эффективной реализации педагогического взаимодействия в образовательном процессе ДОУ

Педагогическое взаимодействие взрослого с ребенком требует создания развивающего пространства, ориентированного на гармоничное развитие личности каждого учащегося и превращение его в активного субъекта образовательной деятельности.

Эффективность реализации педагогического взаимодействия взрослого и ребенка в образовательном процессе ДОУ обусловлена следующими факторами:

  1. Формирование в ДОУ и коллективе воспитанников благоприятной эмоциональной среды, создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества.
  2. Включение в жизнедеятельность воспитанников положительных факторов их развития, усиливающих общечеловеческие ценности и нравственные ориентиры деятельности ребенка.
  3. Организация совместной деятельности. Она предполагает как совместную деятельность детей, так и взаимодействие между взрослым и ребенком.
  4. Постоянное педагогическое сопровождение развития ребенка. Оно предполагает оказание помощи во всех его начинаниях и выполнении образовательных и воспитательных задач.
  5. Постоянная организация коллективной детской деятельности. Здесь имеется в виду игровая деятельность, поскольку, она составляет основу детской деятельности и образовательного процесса ДОУ. Это позволяет ребенку проявить себя, самовыразиться, реализовать свои таланты и возможности.
  6. Использование в образовательном процессе интегрированных видов детской деятельности.

Следует отметить, что педагогическое взаимодействие опирается на принципы партнерского взаимодействия сторон. Это предполагает совместный выбор видов деятельности, обсуждение с детьми насущных образовательных проблем и поиск путей их решений. Все действия и решения носят единую направленность и опираются на единство взаимодействия участников деятельности. В ходе взаимодействия формируются навыки установления контактов между воспитанниками, развивается их умение договариваться, приходить к общему знаменателю.

Педагогическое взаимодействие реализуется посредством использования игровых и проектных технологий, организации совместной деятельности педагога с воспитанниками и создания проблемных ситуаций.

Дата последнего обновления статьи: 09.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot