Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сравнительный анализ образовательных парадигм средневековья и образовательная система современности

Понятие образовательной парадигмы

Определение 1

Образовательная парадигма – это совокупность теоретических предпосылок, которыми определен ряд конкретных подходов к проектированию образовательного процесса и самой образовательной практике.

С одной стороны, образовательная парадигма является частью научной парадигмы, а с другой – отражением личной философии педагога, который делает образовательный процесс.

Образовательная парадигма основана на определенном понимании сущности человека, но, в отличие от научной, образовательная парадигма концентрирует внимание не на способах познания, а не понимании того, что такое истинное образование. В связи с этим, проявляется она не процессом познания реальности, а теориями образования и решения его практических задач. В рамках одной научной парадигмы, которая определяется типом рациональности, может существовать серия образовательных парадигм, отличающихся взглядами на природу образовательных ценностей, целей и процессов, а также содержания и технологий обучения и воспитания.

Сравнительный анализ парадигм

Для эффективного осуществления модели образования необходима эффективная обратная связь, поэтому традиционная модель образования в чистом виде не работает.

Личностно-ориентированная модель кардинально устраняет отмеченный недостаток традиционной образовательной модели. Личностно-ориентированная модель является авто-дидактической, то есть самообучением, в отличие от традиционной, то есть дидактической модели образования, то есть центральная роль в обучении отведена самому учащемуся. В процессе обучения он не представляет пассивную сторону, то бишь объект, а сам определяет, чему, где, когда, у кого и каким образом учиться, то есть он самостоятельно проектирует среду и процесс своего обучения.

При этом абсолютная свобода учащихся при проектировании и реализации учебного процесса в условиях отсутствия у него необходимого для этого объема знаний, умений и жизненного опыта, отсутствие приоритета потребностей общества в направлениях и результатах обучения, выступают прямым путем к деградации образования. В связи с этим личностно-ориентированная модель образования в чистом виде не работает.

«Сравнительный анализ образовательных парадигм средневековья и образовательная система современности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Традиционная образовательная модель в чистом виде представлена закрытой формализованной моделью, что ограничивает возможности по ее развитию, однако именно она используется с самых древних времен.

Модель открытого образования – развитая модель личностно-ориентированного образования. Однако, безграничной открытостью разрушается целостность и идентичность систем, она может дезорганизовывать их и их процессы и таким образом может разрушить систему.

Открытые образовательные ресурсы представляют собой идею программного обеспечения с открытым кодом, общедоступным для использования и совершенствования.

Наиболее современной парадигмой образования выступает парадигма открытого образования, но ее реализация связана со следующими моментами:

  1. Открытая парадигма в чистом виде является идеальным типом по М. Веберу и не способна успешно работать на практике. Любая успешная парадигма образования обязательно состоит из элементов всех идеальных типов, а также точный рецепт по их комбинированию отсутствует. В связи с этим для развития образования нет смысла внедрять готовые рецепты, так как успех обеспечит только создание эффективного механизма направляемой эволюции образования, то есть управление его самореализацией;
  2. Любая развивающаяся система базируется на стандарте. Стандарт системы представляет фиксированный уровень ее развития. Если отсутствует стандарт системы:

    • ее изменения не могут быть измерены и оценены, то есть система пребывает в состоянии неопределенности и неуправляемости;
    • данная система на развиваемая и не развивающаяся система, так как неопределенность не может развиваться.

В связи с этим образование, в том числе и открытое, должно базироваться на стандартах, а стандартизировано должно быть все, что должно развиваться.

  • Во время проектирования и реализации процесса развития образования, необходимо принимать во внимание принцип эволюционного капитала: невозможно с нуля, разом выстроить сложную систему таким образом, чтобы она эффективно работала. Любая сложная система является продуктом длительного эволюционного процесса, то есть процесса накопления эволюционного капитала. Единовременное кардинальное реформирования является безответственным разрушение эволюционного капитала, примитивизацией системы. В таком случае, чтобы вернуться на дореформенный уровень, необходимо провести новый длительный процесс эволюции. Это возможно только в той ситуации, когда новая система получится способной развиваться, а при безответственном подходе к реформированию это невозможно. В связи с этим сложные системы при ответственном подходе могут реформироваться эволюционным путем, бережно, через небольшие последовательные изменения с обратной связью, для сохранения бесценного эволюционного капитала;
  • Совершенствование образования предполагает не только разработку организационных изменений, но и их проведение. Например, людям на местах необходимо понять и принять изменения, чтобы они могли начать работать по-новому. Самые правильные изменения при неверно выбранной модели их проведения могут повлечь собой или большие задержки при достижении поставленной цели, или их не достижение. Непродуманная стратегия организационных изменений или некорректная их реализация оказывают деморализующее и разрушающее воздействие на организацию.
  • Наиболее эффективной формой обучения является обучение в командах, в котором основной единицей обучения выступает не отдельный учащийся, а команда. А команда является эффективной тогда, когда ее размер не больше девяти человек. Это значит, что командное обучение и обозначенная численность команд, а также соответствующие учебно-методические материалы, необходимые для командного обучения, должны быть приоритетными для стандартов обучения.
Дата последнего обновления статьи: 04.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot