Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Совместная проектировочная деятельность педагогов и обучающихся

Совместная проектировочная деятельность педагогов и обучающихся как средство развития обеих сторон

Определение 1

Проектировочная деятельность - это способ организации учебно-воспитательной деятельности, ориентированный на создание условий для саморазвития и взаимодействия между его субъектами.

Использование проектирования в образовании является способом реализации личностно-ориентированного подхода. Обучение базируется на учете индивидуальных особенностей развития каждого учащегося. Оно помогает в самоутверждении, самоопределении, самореализации, раскрытии творческого потенциала учащегося и педагога.

Этапы совместной деятельности учителя и учащихся. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Этапы совместной деятельности учителя и учащихся. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Проектировочная деятельность используется в образовательном процессе в качестве приоритетного средства развития его участников. Это достигается за счет того, что:

  1. В ходе проектирования происходит негласное усвоение его участниками новых понятий и ориентиров, новых ситуаций и явлений, процессов окружающего мира, взаимоотношений и смыслового назначения текущих обстоятельств и перемен.
  2. Создание проекта ставит его участников на позицию творца. Это касается и педагогов и обучающихся. Они создают что-то новое, что в итоге приводит к их развитию и изменению себя.
  3. Проектирование является творческим процессом. Он требует от каждого его участниками внесения своих идей и новшеств. В этом случае, проектирование является коллективным творчеством. Участники создают новый творческий продукт. Это необходимо сделать без их умения устанавливать коммуникативные связи, сотрудничать, идти на компромиссы принимать обдуманные и целесообразные решения.

Роль обучающихся в проектировочной деятельности

Замечание 1

В ходе создания какого-то проекта обучающийся может исполнять роль его заказчика, исполнителя и эксперта т.е. оценивать результаты проектирования.

«Совместная проектировочная деятельность педагогов и обучающихся» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При проектировании возникает необходимость проявления его участниками, а значит каждым учащимся, своего «Я». Это реализуется в следующих ситуациях:

  1. Наличие необходимости поставить и обозначить свои цели и задачи деятельности, выразить свое видения проблемы, свою точку зрения на объект проектирования и свое видения положения и значимости в ходе реализации проекта. Учащийся должен продемонстрировать умелое ведение дискуссии и аргументированное отстаивание своей точки зрения.
  2. Наличие необходимости обозначить свои затруднения. Учащийся должен осознать и представить другим свои затруднения в реализации проекта, чтобы ему помогли выявить их причины. Причины необходимо искать в себе – своих способностях, возможностях, индивидуальных особенностях.
  3. Наличие необходимости согласования своих целей с целями других участников проекта. Необходимо умение идти на компромисс и находить направление реализации проекта, которое обеспечит максимальное исполнение целей каждого его субъекта путем проведения совместной, слаженной работы.
  4. Необходимость использования собственных творческих ресурсов. Условия проектирования должны способствовать раскрытию творческого потенциала каждого его участника.

Ребенок выступает субъектом своего развития, а соответственно он развивается в ходе проектировочной работы. От того, насколько эффективно и качественно он будет ее исполнять, зависит конечный результат его развития. В этой связи, роль ребенка в проектировочной деятельности сводится к максимизации усилий для достижения целевого назначения проекта, собственного развития и саморазвития.

Роль педагога в проектировочной деятельности

Ведущую позицию в проектировочной деятельности занимает педагог. Это обусловлено тем, что он разрабатывает проект и направляет учащихся на его исполнение, помогает в его создании и обеспечении условий для личностного развития учащихся.

На основании проектной деятельности, педагогу удается построить бесконфликтную атмосферу сотрудничества с детьми. Процесс обучения становится созиданием, в ходе которого происходит развитие не только учащихся, но и педагог профессионально растет, развивается, повышает свое мастерство.

Педагог становится творцом. Он организует не только проект, но и совместную деятельность с учащимися, обеспечивает условия для реального сотрудничества при усвоении образовательной программы.

Проектировочная деятельность является инновационным методом организации процесса обучения. Его применение ориентировано на мотивацию учащихся к познанию. Педагог является направляющим т.е. он сам не выполняет работу, но консультирует детей по ее совершению, создает условия для их самостоятельного выполнения проекта, решение его задач и нахождения ответов на заданные вопросы.

В ходе проектной деятельности, педагог выступает соучастником исполнения проекта. Он проводит исследования вместе с учащимися и делает выводы по ходу реализации проекта. Учащиеся, также делают выводы, которые озвучивают, а педагог может их поправить, показать ошибки и помочь их исправить.

При руководстве проектировочной деятельностью, педагог может выполнять разные роли, которые зависят от стадии реализации проекта, индивидуальных особенностей его участников, целевого назначения и содержания проектной деятельности.

Рассмотрим основные роли педагога:

  1. Энтузиаст. Педагог мотивирует учащихся к реализации проекта. Он помогает развить желание создавать новый продукт, исследовать что-то, направляет деятельность детей;
  2. Специалист. Педагог может проявлять свою компетентность в каких-то областях и направлениях реализации проекта. Он не показывает, что знает все, что может легко решить ту или иную проблему, а только в каких-то моментах помогает ученикам с решением задачи, дает им подсказки;
  3. Консультант. Педагог консультирует учащихся по различным вопросам, помогает в сборе информации, направляет к другим специалистам;
  4. Координатор. Педагог регламентирует коллективную деятельность, поддерживает баланс интересов участников проекта;
  5. Руководитель. Педагог организует проект, начиная с планирование каждого этапа его реализации, прогнозируя его итоги исполнения и направляя деятельность учащихся;
  6. Корреспондент. Педагог организует диалоговую работу в коллективе т.е. задает наводящие вопросы по проблеме проекта, чтобы учащиеся начали выражать свое мнение и предлагать варианты решения проблемы;
  7. Эксперт. Педагог дает экспертную оценку работы детей по проекту, итогов его реализации.
Дата последнего обновления статьи: 19.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot