Анализ продуктов деятельности ребенка в детской психологии
Анализ продуктов деятельности ребенка – это метод получения информации, касающейся внутреннего мира ребенка, его психологического состояния на основании исследования результатов ее деятельности и творчества, например, рисунков, сочинений и пр.
Важную информацию, касающуюся внутреннего мира ребенка, его отношения к окружающей действительности, особенностей восприятия и о других сторонах психики, предоставляют результаты анализа продуктов деятельности детей. Данный метод базируется на методологическом принципе единства сознания и деятельности, в соответствии с которым детская психика не только формируется в деятельности, но и проявляется в ней.
Предмет анализа – продукты изобразительной и конструктивной деятельности, рассказы и сказки и пр.
Результаты самостоятельной детской деятельности, особенно, которые были созданы ими по своему замыслу, - значимый материал для выводов, касающихся разных сторон психического развития ребенка. Это помогает выяснить особенности восприятия, представлений детей, касательно предметов, которые они изобразили. Детские рисунки позволяют рассуждать о степени их умственного развития.
Изучая рисунки, следует обращать внимание на их сюжет, содержание, манеру изображения и процесс рисования.
Особенно важный диагностический показатель – цвет, который преобладает на рисунке. Обычно положительное отношение к изображаемому выражается желтым, оранжевым, красным, голубым или зеленым цветом.
Также важный и говорящий исследовательский материал представляют сказки, сочиненные ребенком. Они могут свидетельствовать о степени развития у него воображения, связной речи, интересов, сформированности этических норм и моральных суждений и пр.
Данный метод используется в детской психологии в качестве вспомогательного, так как, базируясь исключительно на его данных, исследователь может ошибаться. Поэтому части данного метода обычно используются в качестве составной части других методов, например, экспериментальных, или наблюдения, так как психолог будет видеть не только продукт деятельности, но и весь процесс его создания.
Формальные показатели продукта деятельности ребенка
К показателям, подлежащим изучению, относят:
- сила нажима на карандаш;
- особенности изображенных линий;
- размер рисунка;
- расположение рисунка на листе бумаги;
- степень детализированности рисунка;
- различные дополнительные особенности.
Сила нажима на карандаш выступает показателем психомоторного тонуса:
- слабый нажим говорит об астении, пассивности, иногда депрессивном или субдепрессивном состоянии;
- сильный нажим говорит об эмоциональной напряженности, ригидности, импульсивности;
- сверхсильный нажим свидетельствует о конфликтности, гиперактивности, иногда агрессивности, остром возбуждении, пограничном или психотическом состоянии;
- если нажим сильно варьируется, можно говорить об эмоциональной лабильности ребенка;
- колебания нажима особенно сильные – можно предполагать эмоциональную неустойчивость, иногда острое состояние.
Особенности линий:
- штриховые линии предполагают тревожность;
- множественные – тревогу в качестве состояния на момент обследования, стресс, импульсивность;
- эскизные линии – желание взять тревогу под контроль, держать себя в руках;
- промахивающиеся линии, не попавшие в нужную точку – говорят об импульсивности, органическом поражении мозга, иногда гиперактивности;
- линии, не доводимые до конца, говорят об астении и импульсивности;
- искаженные линии свидетельствуют об органическом поражении мозга, импульсивности, иногда психическом заболевании.
Размер рисунков:
- увеличенный размер рисунка: изображение человека занимает более 2/3 листа в высоту, несуществующее животное на весь лист обозначает тревогу в качестве состояния на момент обследования, стрессового состояния, импульсивности, гиперактивности;
- уменьшенный размер, если рисунок занимает менее 1/3 листа в высоту, обозначает депрессию, низкую самооценку;
- рисунок варьирует по размеру – эмоциональная лабильность.
Расположение рисунка на листе бумаги:
- рисунок смещен вверх и располагается в верхней половине листа, но не в углу – говорит о повышенной самооценке, возможно, компенсаторном, стремлении к высоким достижениям;
- смещен вниз – сниженная самооценка;
- смещение вбок – говорит об органическом поражении мозга, если рисунок выходит за край листа – ребенок импульсивен, проявляет острую тревогу, иногда говорит о пограничном, невротическом или психотическом состоянии;
- рисунок в углу листа – проявление репрессии или субрепрессии.
Тщательные и детилизированные рисунки:
- много разнообразных деталей говорит о демонстративности, живом воображении, творческой направленности;
- повышенная тщательность и множество однотипных деталей – говорит о ригидности, тревожности, иногда перфекционизме, эпилептоидной акцентуации, органических поражениях мозга;
- мало деталей, изображение схематично – свидетельствует об астении, импульсивности, низкой эмоциональности, негативизме, отрицательном отношении к обследованию, интровертности, замкнутости, иногда депрессии или субдепрессии, шизоидной акцентуации, сниженном уровне умственного развития;
- небрежные рисунки говорят об импульсивности и низкой мотивации, иногда органических поражениях мозга, негативизме, отрицательном отношении к обследованию;
- детализированность рисунков говорит об эмоциональной лабильности, разном эмоциональном отношении к изображаемым персонажам;
- увеличенное число и разнообразие деталей говорит о положительном отношении;
- увеличение количества однообразных деталей – напряженные отношения;
- минимум деталей – отрицательное отношение.
Дополнительные особенности рисунков:
- стирание и исправление линий свидетельствует о тревоге в качестве основного состояния в момент обследования, стрессе, эмоциональной напряженности, тревожности, неуверенности в себе, иногда перфекционизме;
- штриховка рисунка простым карандашом выражает тревожность в качестве личностной черты, тревоги как состояния в момент обследования, художественный прием у людей, которые учатся рисовать.