Целевое назначение и направления внеурочной деятельности детей с умственными отклонениями
Внеурочная деятельность ребенка с умственной отсталостью – это составная часть педагогического процесса, выражаемая в организации досуга и свободного времени ребенка с целью усвоения им общеобразовательной программы, но реализуемая в отличных от классно-урочной деятельности формах.
Внеурочная деятельность необходимая часть образовательного процесса ребенка с умственной отсталостью. Она включает в себя любые формы и разновидности деятельности учащихся, кроме процесса обучения, и направлена на решение задач воспитания, развития и социального становления личности ребенка, имеющего умственные отклонения.
Целевым назначением внеурочной деятельности детей с умственной отсталостью выступает создание дополнительных условий для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка с нестандартными потребностями, развитие и удовлетворение его интересов, выявление склонностей и обеспечение организации полезного и развивающего препровождения свободного времени.
Исходя из целевого назначения внеурочной деятельности, она ориентирована на решение ряда задач:
- Коррекция всех направлений развития умственно отсталого ребенка, с учетом его возраста и степени развития умственного нарушения;
- Развитие навыков самостоятельности, проявления инициативы и независимости в повседневной жизнедеятельности ребенка;
- Формирование познавательной заинтересованности;
- Развитие интересов и выявление склонностей;
- Формирование нравственных ориентиров во всех сферах и направлениях деятельности ребенка;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Формирование ценностных ориентацией, усвоение традиций и обычаев, национальных ценностей и культурных норм;
- Развитие умения строить доверительные отношения;
- Формирование основ уважения и самоуважения;
- Развитие навыков установления сотруднических отношений с разными возрастными категориями граждан.
Внеурочная деятельность ребенка с умственной отсталостью неразрывно связана с его обучением. Она является логическим продолжением учебно-воспитательного процесса.
Основными направлениями внеурочной деятельности являются следующие:
- Коррекционно-развивающее. Оно предполагает проведение занятий, включающих систему упражнений коррекционной направленности для устранения нарушений умственного развития ребенка, интеллектуальной сферы его деятельности и иных сопутствующих дефектов в развитии ребенка.
- Нравственное. Оно ориентировано на развитие нравственных принципов, привитие основ нравственного поведения в социальной среде у ребенка с умственной отсталостью.
- Спортивно-оздоровительное. Оно включает комплекс физических занятий и спортивных мероприятий, построенных с учетом наличия у ребенка умственных отклонений.
- Общекультурное. Это направление включает в себя специальные занятия, которые помогают приобщить ребенка к культуре и традициям своей страны, своего народа, сформировать уважительное отношение к культуре своей страны и других стран, обычаям и традициям всех наций и народов планеты.
- Социальное. Оно ориентировано на создание оптимальных условий для прохождения социализации личности с умственными нарушениями.
Общекультурное направление внеурочной деятельности детей с умственной отсталостью
Это направление внеурочной деятельности ориентируется на формирование у детей с умственной отсталостью знаний традиций и обычаев своего народа, культурных ценностей своего народа и общемировых культурных ценностей, ознакомление ребенка с нравственно-этическими ценностями народа своей страны и народов других стран мира.
Это направление имеет важное воспитательное значение. Оно помогает воспитать навыки духовного развития и утвердить нравственные ориентиры поведения ребенка с умственными отклонениями.
Целевым назначением реализации данного направления является:
- Развитие ценностных ориентиров общечеловеческого содержания;
- Развитие активной жизненной позиции у умственно отсталого ребенка;
- Воспитание основ гражданственности, правовой культуры;
- Воспитание норм этического поведения и эстетических чувств;
- Воспитание экологической культуры;
- Привитие любви к прекрасному, уважения к своей стране, ее законам, истории и культуре, традициям и обычаям народов ее населяющих.
Это направление внеурочной деятельности способствует не только знакомству ребенка с традициями и культурой своей страны и своего народа, но и развивает коммуникативные навыки, укрепляет основы нравственности, развивает навыки применения своих знаний и умений в нестандартных ситуациях, активизирует творческие способности ребенка.
Для реализации внеурочной деятельности в этом направлении составляется программа, которая содержит разнообразные занятия и упражнения, которые ориентированы на работу с классом учащихся, его подразделением на небольшие группы, либо индивидуальную работу с отдельными учащимися. Выбор организационной формы внеурочной деятельности происходит на основе учета индивидуальных особенностей развития каждого учащегося с умственной отсталостью, степени развитости у них умственных дефектов и иных нарушений в развитии.
Среди разновидностей внеурочной деятельности, ориентированной на развитие знаний о традициях и обычаях можно выделить следующие:
- Программа «Основы религиозной культуры и светской этики». Целевым назначением этой программы выступает духовно-нравственное воспитание учащихся с умственной отсталостью. Дети знакомятся с основами религиозной культуры, традициями и ценностями народов страны и мира, их значением в жизнедеятельности отдельного человека, семьи, всего социума. Также, у детей развиваются основы толерантности и уважения к национальностям и культурным ценностям;
- Программа «Мой край». Она нацелена на развитие у учащихся с умственной отсталостью представлений о родном крае, городе, в котором они проживают, его истории, памятниках культуры. Предполагается развитие любви к своему родному краю и его особенностям, традициям и обычаям;
- Программа «Мир вокруг нас». Она нацелена на формирование у ребенка знаний о законах мирового устройства: природы и общества. Дети расширяют свои знания об окружающем мире и объектах его населяющих, познают устройство общества, его культурные ценности и традиции, учатся жить по законам природы, бережно к ней относится.