Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Семейное неблагополучие как педагогическая проблема

Сущность понятия «семейное неблагополучие»

Определение 1

Семейное неблагополучие- это характеристика состояния семьи, отражающая ее неспособность полноценно выполнять свою функциональную роль в области воспитания и развития подрастающего поколения.

Семейное неблагополучие является острой социальной проблемой. Она ведет к негативному психофизиологическому развитию детей, угрожает жизни и здоровью ребенка и его гармоничному развитию.

Семейное неблагополучие является отражением асоциального состояния и развития семьи. Такие семьи характеризуются низким уровнем развития, социального статуса, неспособностью выполнения своих социальных и иных функций, отсутствием опоры на семейные ценности при реализации различных видов деятельности, неимением границ асоциального поведения, что приводит к неблагоприятному психологическому микроклимату, нарушению развития всех участников данной семьи.

Семейное неблагополучие отражает различные проблемы в развитии и существовании данной семьи. Как правило, семьи с одной острой проблемой встречаются редко. У каждой неблагополучной семьи имеется комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем, решение которых затруднительно для данной семьи и вызывает трудности в различных видах ее деятельности.

Семейное неблагополучие ведет к развитию проблем семейного воспитания. Дети в таких семьях развиваются со значительными задержками и проблемами. Семья оказывает отрицательное воздействие на раскрытие природного потенциала ребенка, не способствует гармоничному развитию его личности, социальному становлению и выработке нравственных ориентиров деятельности.

Неблагополучные семьи характеризуются педагогической несостоятельностью, поэтому, увеличение их количества является актуальной педагогической проблемой современности.

Неблагополучные семьи могут быть материально обеспеченными и интеллектуально развитыми, но неспособными к адекватному социально-половому и социально-педагогическому воспитанию детей.

«Семейное неблагополучие как педагогическая проблема» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Неблагополучные семьи делятся на две большие группы:

  1. Семьи с явными признаками неблагополучия. Такие семьи характеризуются проявлением аморального и асоциального поведения, криминальной направленностью деятельности, конфликтными взаимоотношениями.
  2. Семьи со скрытыми признаками неблагополучия. Такие семьи характеризуются материальным благополучием, социально приемлемым поведением, соблюдением законодательных и этических норм поведения. При этом, ценностные ориентиры жизнедеятельности членов семьи противоречат общечеловеческим моральным нормам поведения. Такие семьи неспособны на адекватное воспитание и развитие детей. Это приводит к деструктивному воздействию на формирование личности ребенка.

Критерии отнесения семьи к числу неблагополучных

Неблагополучная семья характеризуется определенными признаками, отличающими ее от нормально развивающей и функционирующей семьи. Данные признаки позволяют отнести семью к категории неблагополучных.

Критериями неблагополучности семей являются:

  1. Невыполнение родителями обязанностей в области обеспечения своих детей всем необходимым для нормальной жизнедеятельности: питание, одежда, обучение, санитарные и гигиенические нормы ухода;
  2. Неадекватность воспитательных условий: отсутствие жилья, отсутствие работы, неблагоприятная обстановка для проживания и развития;
  3. Принуждение детей к выполнению противоправной и асоциальной деятельности: кражи, грабежи, попрошайничество, проституция;
  4. Жестокость и агрессия родителей по отношению к другим людям и собственным детям;
  5. Бесконтрольность жизнедеятельности ребенка: неучастие в образовании и воспитании ребенка, отсутствие интереса к его учебной деятельности, проведению досуга;
  6. Наличие противоправного поведения: деяния детей или родителей, относящиеся к противозаконным;
  7. Отсутствие защитных функций семьи: защита прав и свобод своих детей, сбережение ребенка от отрицательных факторов, влияющих на его развитие.

Семейное неблагополучие оказывает отрицательное воздействие на развитие личности ребенка, усложняет его социальное становление и полноценное развитие, приводит к формированию деструктивных форм поведения.

Модели социально-педагогической работы с неблагополучными семьями

Поскольку, семейное неблагополучие выступает актуальной проблемой современности, то в социальной педагогике разрабатываются модели оказания помощи семьям данной категории.

Социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями строится на основании следующих моделей деятельности:

  1. Педагогическая модель социального сопровождения неблагополучных семей. Она связана с расширением педагогической компетентности родителей, выступающей причиной неспособности реализовать нормальное воспитание и развитие своих детей. с родителями проводятся консультации, занятия по повышению их педагогической компетентности в разных аспектах воспитательной деятельности. Родителей знакомят с универсальными методами и приемами воспитания.
  2. Социальная модель социально-педагогического сопровождения неблагополучной семьи. Она связана с разрешением ее проблем, приводящих к отсутствию оптимальных условий воспитания и развития ребенка: материальные трудности, отсутствие жилищных условий и т.д.
  3. Психологическая модель социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей. Она связана с решением проблем психологического развития семьи, создания благоприятной обстановки, комфортной воспитательной среды. Проводится изучение семьи, особенностей каждого ее члена, семейных взаимоотношений и разрабатывается программа развития коммуникативных навыков членов семьи, установления между ними адекватного стиля общения, ликвидации барьеров в нем.
  4. Диагностическая модель сопровождения неблагополучной семьи. Она ориентирована на диагностики каждой семьи и ее развития, при проявлении у ребенка признаков деструктивного поведения и развития.
  5. Медицинская модель социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей. Она отражает решение медицинских проблем, лежащих в основе семейного неблагополучия: психические и иные заболевания членов семьи, трудности социального взаимодействия. Проводятся психотерапевтические занятия, ориентированные на адаптацию больного к социальной среде и приспособление его родных к проблемам больного.

Направления и формы работы с неблагополучной семьей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Направления и формы работы с неблагополучной семьей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 20.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot