Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль воспитателя дошкольного учреждения в формировании эмоционально-психического благополучия детей

Роль педагога-воспитателя в формировании эмоционального благополучия детей дошкольного возраста

Определение 1

Воспитатель ДОУ – это педагогическая специальность, предполагающая работу с детьми, не достигшими возраста 7 лет.

Воспитание посредством эмоционального воздействия – крайне тонкий процесс. Основная задача воспитателя в данном случае – не подавить и искоренить эмоции ребенка, а направлять их подходящим образом. Эмоции не могут формироваться произвольно, они возникают и существуют в зависимости от отношения человека к окружающему его миру.

При планировании своей работы, педагоги ДОУ стремятся не просто научить каждого ребенка чему-то нужному, но и сделать так, чтобы детям в группе было интересно и радостно, чтобы в течение дня в саду происходили хорошие события.

Эмоциональная речь воспитателя, а также внимательность и приветливость по отношению к детям способны создать у них хорошее настроение на весь день. Когда педагог что-то бодро, весело и ласково рассказывает детям, он пробуждает в них позитивные эмоции и желание заниматься.

Особую роль играет материнская функция педагога, которая проявляется теплым, сердечным и заботливым отношением к каждому ребенку, готовностью помочь, терпеливым и доброжелательным приучением детей к совместному образу жизни и самостоятельности, посильной их возрасту.

В педагогической копилке воспитателя всегда должен быть арсенал разного рода игр, игровых приемов, шуток, потешек, стишков, импровизаций и прочего, что может помочь детям справиться с эмоциями и направить их в нужное русло.

Организация работы педагога-воспитателя

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на эмоциональное состояние ребенка, выступает окружающая среда. Обычно, средой развития ДОУ называют организация пространства и использование оборудования и различного оснащения с целью безопасности и благополучного эмоционального развития ребенка.

«Роль воспитателя дошкольного учреждения в формировании эмоционально-психического благополучия детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методисты в области дошкольной педагогики выделяют факторы, оказывающие воздействие на эмоциональную атмосферу в ДОУ. Такими факторами являются:

  • взаимоотношения между детьми, детьми и воспитателями, а также между членами педагогического коллектива, то есть эмоционально-поддерживающий компонент среды;
  • режимные моменты, регламентирующие процесс пребывания ребенка в группе ДОУ, то есть эмоционально-стабилизирующий компонент среды;
  • внешняя обстановка – цветовое решение, удобная мебель и пр., то есть эмоционально-настраиваемый компонент среды;
  • организация занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты, то есть эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;
  • психо-гимнастические упражнения с детьми, то есть эмоционально-тренирующий компонент среды.

Педагогические цели воспитателя

Изначально педагог должен адаптировать ребенка к условиям ДОУ. Для этого ему нужно:

  • установить эмоциональный контакт с ребенком, вовлечь его в происходящую вокруг деятельность и пр.;
  • создать положительный эмоциональный настрой в группе детей относительно поступившего ребенка;
  • создать эмоционально-теплую атмосферу в группе, сформировать у детей позитивное отношение, принятие ситуации пребывания в ДОУ.

Также необходимо ставить эмоционально-окрашенные задачи для проводимых в группе занятий. Это очень важно, так как пока не будет выполнена задача эмоционального развития ребенка, пока она не будет выделена и осознанна самим воспитателем, она не может быть полноценно реализована в групповом пространстве детского сада.

Обустраивая эмоционально-настраивающий компонент окружающей среды, необходимо учитывать ряд обстоятельств. Так, цвета в группе должны быть спокойными, но не однообразными. Обязательно нужно позаботиться об эстетике окружающей обстановке во всех помещениях, где бывают дети.

Для ребенка важно чувство безопасности, которое чаще всего они связывают с повторяющимися событиями, ежедневное чередование которых дает детям стабильность и уверенность. В связи с этим для детей весьма важное значение имеют режимные моменты.

Определение 2

Режим дня – это определенная продолжительность и чередование разного рода занятий, сна, отдыха, регулярного и калорийного питания, выполнения правил личной гигиены.

При систематическом выполнении необходимых условий правильной организации режима дня, дети хорошо себя чувствуют, функциональное состояние их нервной системы поддерживается на высоком уровне, что положительно сказывается на процессах роста и развития организма.

При этом повторяемость должна соблюдаться в соответствии со следующим правилом: режимные моменты – питание, сон, прогулки, занятия, всегда должны отличаться по содержанию друг от друга. Степень этих различий зависит от степени интенсивности происходящих в группе событий, а также от состояния детей, например, если они перевозбуждены после «Веселых стартов», с ними необходимо провести менее впечатляющие, более спокойные занятия, которые помогут снизить возрастающий эмоциональный накал.

Алямовской В.Г. и Петровой С.Н. были разработаны следующие рекомендации по организации режима дня:

  • в понедельник и пятницу не должно быть физической и интеллектуальной перегрузки. Необходимо обеспечить ребенка легкое вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности от своего пребывания в ДОУ в конце недели;
  • все дни должны максимально отличаться между собой по месту, времени и форме проведения занятий. Не стоит забывать, что череда однообразных занятий угнетает психику;
  • между интеллектуальными и физическими занятиями должно пройти 48 часов, поэтому должен быть составлен недельный микроцикл и месячный макроцикл интеллектуальных и физических нагрузок;
  • утро и вечер одного дня в неделю должны быть посвящены играм воспитателей с детьми. При этом роль в игре воспитателя должна быть определена детьми;
  • в режиме дня должно быть выделено время на лечебно-профилактические мероприятия, психотренинги, релаксационные паузы и пр., а также время для самостоятельной деятельности детей, когда они могут позаниматься в изостудии, библиотеке и пр.
Дата последнего обновления статьи: 19.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot